Игорь Азаров
Как Сенявин Нахимова под арест отправил
0 1474
Сразу после майских праздников Севастопольский ТЮЗ готовится попотчевать свою юную и взрослую публику премьерой. Из многолетнего - незаслуженного!!! - забвения извлечена пьеса Нестора Васильевича Кукольника "Морской праздник в Севастополе". Это, видимо, самое первое драматургическое произведение о Черноморском флоте и нашем легендарном городе. В ноябре 1853 года в Синопской бухте вице-адмирал Нахимов буквально перемолол на фарш военный флот султана Абдул-Меджида. По этому поводу и праздник - город готовится встречать победителей!
Я непременно расскажу о Синопском сражении, и, само собой, все мы будем смотреть пьесу Кукольника. А сейчас хочется коснуться тех малоизвестных страниц истории, на которых Нахимов - не грозный адмирал, а только юный лейтенант. Это поучительно и интересно.
Летом 1827 года из Кронштадта вышла русская эскадра под командованием легендарного флотоводца Дмитрия Николаевича Сенявина. Его правой рукой был контр-адмирал граф Логин Петрович Гейден. Флагманским линейным кораблем "Азов" командовал капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев.
Анатоль Франс писал, что Бог, когда хочет сохранить анонимность, называется Судьба. Так вот судьба собрала на борту "Азова" феноменальную команду. Судите сами: лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин. Был там и мичман Евфимий Путятин, будущий адмирал и граф, подписавший первый в истории русско-японский договор; именно у Путятина секретарем служил литературный "папаша" Обломова Иван Гончаров. Был в числе офицеров и младший сын морского министра Российской империи маркиз Александр де Траверсе...
Корабли Сенявина должны были следовать в британский Портсмут, а оттуда, через Гибралтар, - к берегам Греции, восставшей против османского владычества и буквально истекавшей кровью.
При переходе из Копенгагена в Портсмут произошло ЧП: 29 июля 1827 года адмирал Сенявин отправил под арест на трое суток капитан-лейтенанта Кутыгина, лейтенанта Нахимова и мичмана Розенберга. За грубую ругань и избиение матросов! А граф Гейден получил еще и письменный разнос от Сенявина: "... гг. офицеры имеют ложные правила о рассуждении соблюдения дисциплины своих подчиненных".
Проблема состояла в том, что лейтенанта Нахимова и его сослуживцев подвело усердие. Матросы "Азова" были в основном только-только набранные по рекрутской повинности сельские парни, которые с трудом адаптировались на корабле...
Собственно, вся история. Лазарев, прошедший выучку у англичан с их свирепой морской дисциплиной, спокойно относился к таким эксцессам. Да, и при помощи офицерской зуботычины, но по пути от Портсмута до Наварина наши матросы научились ставить и убирать паруса за три минуты, тогда как турки ту же работу делали за 15-17 минут... Сколько русских жизней это спасло!
Не знаю, как там потом общались с матросами Кутыгин и Розенберг. Но Павел Степанович Нахимов сделал для себя необходимые выводы. И стал со временем не только победоносным адмиралом, но и любимцем всех черноморских моряков.
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0