
Авторский проект «Нас война застала молодыми»
0 701
Билет-Годлевская (Коваль) Анна Степановна родилась 15 января 1921 года в селе Скочище Попельнянского района Житомирской области (Украинская ССР). К началу войны ей было 20 лет.
До войны окончила девять классов. Вышла замуж в 1937 году за своего школьного учителя химии. Позже родила ребёнка. В годы войны значимую роль в жизни Анны Степановны сыграли два самых близких человека. Первый – отец Степан Артемович, старый красный партизан. Был уважаемым и известным человеком не только в родном селе, но и во всём районе. Когда началась война, принял незамедлительное решение отправить местных молодых ребят в полицаи – своих в логово врага – чтобы ситуация в родном селе находилась под контролем.
Второй – муж Тадеуш Иванович Годлевский, будущий организатор подпольного движения в селе Скочище. 24-летний учитель родился в соседнем селе Ходорков, в его обязанности входила забота о матери и трёх младших детях. Окончил семь классов местной школы. Получил образование в педагогическом техникуме в Киеве.
22 июня 1941 года над селом Анны Степановны Билет пролетел первый самолёт. По радио объявили о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Потом пришли сведения о бомбардировке Киева.
Анна Степановна вспоминает:
— Началась война… напал немец на нас. А что делать молодым людям? Всем же надо помогать, воевать что ли….
Тадеуш Иванович собрал подпольную группу около 20 человек. За помощью в поиске боеприпасов и проверенных лиц снова обратились к Степану Артемовичу. Таким образом, удалось послать одного из партизан в Житомир, где были добыты и винтовки, и вещества для создания простейшей взрывчатки. Родное село находилось недалеко от железной дороги. На неё и пал выбор молодых подпольщиков, ведь немецкие составы каждый день отправлялись на передовую.
— Наши могли помочь только с железной дорогой: срывали поезда, ломали железнодорожные пути, рушили мосты. Только ночная работа.
Вскоре в подвале дома Тадеуша Годлевского смогли собрать радио из деталей, которые раздобыли товарищи. Подпольщики стали налаживать связи с другими подпольными группами, и в 1942 году понадобился связной с Белой Церковью и Житомиром. Так как Анна Степановна имела поддельный документ о разводе с мужем и могла быть вне подозрений, выбор пал на неё.
— До Белой Церкви можно было добраться по-разному. Рано утром шла на станцию, где ожидала попутный состав, грузовой или вообще пустой, главное, без живой силы. Подходила к дежурному по составу, кое-как уговаривала пустить на поезд. Доезжала до станции Фастов, потом пересаживалась в другой состав. Пешком много ходила, но это дело опасное, ведь всегда могли подозрительную девушку задержать или, что еще хуже, выдать немцам. Вот только лесом боялась идти, волков опасалась. В Белой Церкви или Житомире встречалась с другими связными, получала необходимые нам сведения о передвижении поездов или последние новости об активности гестапо и возвращалась домой. Пару раз меня задерживали полицаи и допрашивали, но отпускали. Такова уж работа связного. Весной 1943 года в подпольной группе завёлся предатель. Это произошло в один из дней, когда партизаны собрались слушать сообщения от Совинформбюро. Анна Степановна тогда находилась у родителей, но из рассказов знакомых узнала, как всё было: «Немцы обыскали дом, но никого не нашли. Стоял шкаф, а под ним лестница в подвал. Предатель им всё показал, рассказал. Отодвинули шкаф. Кричит немец: «Вылазь, партизан! Будем стрелять!». Кинул гранату вниз, а её обратно закинули, так его и разорвало. Вылезти всё равно пришлось, вот их и забрали».
Анна отправила свою мать и сына к двоюродной сестре, а сама пошла посмотреть, что случилось с мужем и друзьями-подпольщиками. По неосторожности, она тоже попала в лапы к фашистам.
Партизан отвезли в Житомир, в здание гестапо. Анну Степановну посадили в женскую камеру, мужа и других подпольщиков – в мужскую. Об их судьбе так и не известно, наверное, расстреляли. Так Анна осталась вдовой.
— Вызывали меня из камеры три раза. В первый раз немец спрашивал о том, куда я ходила, что возила и так далее. А я и отвечаю, что дома с больным ребёнком сидела. Тогда они меня не тронули, а в следующий раз надзиратель взял мои волосы и об стенку головой. Сознание потеряла.
Анна Степановна Билет смерти не боялась, наоборот, надеялась, что её молчание спасёт чужие жизни. Фашисты решили, что такой упрямой девушке простой смерти мало и подписали бумагу об отправке в концлагерь Майданек на окраине польского города Люблина, второй по величине лагерь смерти. По официальным данным, через Майданек прошло 300 000 заключенных, из них уничтожено около 80 000 человек.
Помог случай. Знакомый Анны Степановны, участник подполья, находился в Житомирском гестапо под прикрытием. Проходя в колонне военнопленных, она смогла приблизиться к нему поближе и затеряться в толпе провожающих своих друзей и родных. Пробралась в чью-то калитку, просидела всю ночь там. Товарищ по подполью пришёл на следующий день и помог уехать к двоюродной сестре.
26 декабря 1943 года было освобождено более 150 населённых пунктов, в том числе родное село Скочище. Люди смогли освободиться от вражеского гнёта.
В 2020 году Анна Степановна Билет отметила свой девяносто девятый день рождения. В её жизни было много лишений, которые она смогла преодолеть. Война сломала многих людей, но жена подпольщика из Житомирщины смогла выстоять наперекор судьбе.
Автор: Анастасия Варлагина
Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.
Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.
Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины…
Юлия Друнина
Иллюстрации: www.livejournal.com, портал «Музеи России» www.museum.ru, портал «Русский музей: виртуальный филиал» www.rusmuseumvrm.ru
Последние новости








Комментарии 0