
Книга памяти «ДЕТИ О ДЕДАХ» (фрагменты). Часть 1
0 668
ТАМ ЗА ТВОЕЙ И ЗА МОЕЙ СПИНОЙ – ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ
Этот хорошо заметный с восточной стороны города дом находится на центральном городском холме. Расположен он так, что, если выглянуть из окна с одной стороны, увидишь Владимирский собор – усыпальницу адмиралов, с другой – обширное пространство от бывших Лазаревских казарм, сегодня корпусов Московского государственного университета, кораблей у стенки Севастопольского морского завода, аккуратного Павловского мыска, за которым длинная серо-голубая лента Северной бухты отделяет от Корабельной стороны зеленый массив Братского кладбища со Свято-Никольским храмом на вершине, и дальше, до расплывчатых очертаний инкерманских высот и Мекензиевых гор на горизонте.
Дом расположен на улице, историческое название которой, Чесменская, было дано в честь славной победы русского флота в 1770 году, еще за тринадцать лет до основания Севастополя. Свои архитектурным обликом, особенно башенкой над крышей, он отчасти напоминает стоявший на этом месте дом академика живописи Акима Карнеева, полностью разрушенный во время войны, только отличается от своего предшественника большим размером. Известный художник, автор росписи нескольких севастопольских храмов, много лет жил и работал в Севастополе, похоронен в Георгиевском монастыре.
И двор у этого дома особенный: густой зеленый, весной благоухающий запахами сирени, акации и многочисленных роз, сад. Здесь вечнозеленые кипарисы, туи и сосенки перемешаны со своими лиственными собратьями: абрикосом, сливами, алычой, инжиром. Очерченные морскими камешками дорожки причудливо петляют среди кустов и полян, а горделивые пальмы ставят окончательную точку в этом многообразии растительных видов.
Мы здесь частые гости; катаемся на велосипедах, качелях, подтягиваемся на турнике и даже играем в баскетбол. Потому что в этом доме живут наши бабушка и дедушка: Анна Михайловна и Виктор Григорьевич Миронцевы. Именно от них получили фамилию наши родители, а потом и мы, три сестры: Татьяна, Елена и Ольга Миронцевы. А бабушке и дедушке эта фамилия и квартира в замечательном доме достались от моего прадедушки Григория Николаевича.
В семье бережно хранится фотография, на которой он в морской форме с орденами и медалями, только совсем молодой, ему здесь всего тридцать пять лет, то есть меньше чем нашему папе сегодня. Когда началась война, Григорий Николаевич служил на Черноморском флоте. Над Севастополем немецкие самолеты появились на сорок пять минут раньше вражеского удара по всей границе СССР. Очень уж важной целью была главная база Черноморского флота. Но моряки встретили вероломное нападение в полной боевой готовности огнем зениток и корабельных орудий и не дали врагу выполнить его план – запереть корабли флота в бухте минированием фарватера.
Первые месяцы войны захватчики быстро продвигались на восток, уже в сентябре прадедушка впервые столкнулся с врагами, когда моряки помогали осажденной Одессе, а уже в начале ноября 1941 года немецкие войска подступили к Севастополю. Героическая оборона города длилась 250 дней, множество защитников погибли, оставшиеся в живых, и среди них Григорий Николаевич, покинули Крым морем.
Началась битва за Кавказ. Немецкая армия продолжала наступление, и наши корабли вынуждены были перебазироваться в кавказские порты черноморского побережья. Жестокие бои развернулись под Новороссийском. Как и в Сталинграде, полностью завладеть городом врагу не удалось, а в начале 1943 года произошел коренной перелом, началось наступление наших войск на всех фронтах. Освобождены при поддержке Черноморского флота Новороссийск, Тамань, Керчь, Феодосия и, наконец, Севастополь. Так мой прадедушка стал участником обороны и освобождения Севастополя, битвы за Кавказ, а войну окончил в Болгарии.
За мужество, проявленное в боях, Григорий Николаевич был награжден правительственными наградами: орденами и медалями. В выписке из приказа о награждении его Орденом Красной Звезды, который хранится в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, значится:
Как-то наш дедушка, Виктор Григорьевич Миронцев, рассказал, что отец каждый год 9 мая возил его, еще совсем маленького мальчика, на Сапун-гору. Там, на памятнике, в честь героев, погибших при штурме Севастополя в 1944 году, выбиты слова:
Слава вам, храбрые! Слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ:
Доблестно жившие, смерть победившие,
Память о вас никогда не умрет.
Он запомнил их на всю жизнь, и нам передал. Не случилось нам поговорить с Григорием Николаевичем, застать его живым. Но за окном часто слышен шелест листьев громадных, выше трехэтажного дома, платанов, посаженных прадедушкой возле дома; сохранились его фотографии, награды, и, что не менее важно, нас научили хранить память о наших родных и многих других людях, защитивших страну.
Автор: Елена Миронцева
Фото: из открытых источников
Последние новости








Комментарии 0