Мусорная проблема Севастополя: генплан и полигон складирования отходов
0 178
Рано или поздно местным депутатам придется рассматривать и утверждать Генеральный план Севастополя. Он уже стал притчей во языцех, так как каждый губернатор обещал его принятие. Но, похоже, рекорд по обещаниям поставил нынешний глава города, который за свою каденцию обещал передать его на рассмотрение депутатам не менее пяти раз. В последний раз планировалось появление Генплана в заксобрании в канун Нового года, но опять не случилось.
Некоторую изюминку в ситуацию добавляет то обстоятельство, что генплан, принятый еще севастопольским горсоветом, на который при необходимости любили ссылаться суды, утратил свою силу 1 января 2025 года.
При утверждении генплана депутатам придется вспомнить свои обещания, например, о строительстве детского сада в одном из сел Балаклавского района города, и надо будет поставить точку в проблеме мусорной свалки, а если точнее — с полигоном размещения твердых коммунальных отходов в Первомайской балке.
На первый взгляд связь между полигоном и генпланом не прослеживается. Но если чуть углубиться, то сразу возникает множество вопросов.
Заглянем в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», в пункте 7, статьи 12 которого указано:
«Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов».
Полигон в Первомайской балке, приказом Росприроднадзора № 516 от 18.11.2022 года включён в этот реестр, поэтому действует вполне законно.
В тексте документа указано, что ближайший к полигону населённый пункт – город Инкерман.
Однако с этим трудно согласиться. Дело в том, что полигон находится не рядом с населённым пунктом, а на территории населённого пункта – города Севастополя.
Во время издания приказа Росприроднадзора действовала редакция статьи 84 Земельного кодекса РФ «Порядок установления или изменения границ населенных пунктов».
Пункт 2 этой статьи гласил: «Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Юристы сходились во мнении, что пункт 2 комментируемой статьи посвящен установлению границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимость введения специальных правил в отношении этих городов обусловлена особым статусом Москвы и Санкт-Петербурга как полноправных субъектов Федерации. Москва, кроме того, является столицей России. Тем самым границы городов федерального значения одновременно выполняют функции границ населенных пунктов и границ субъектов Федерации».
Другими словами, границы субъекта РФ, города федерального значения Севастополя, совпадают с границами населенного пункта.
Можно сослаться на действующее законодательство, например Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» в котором указано:
« географические объекты - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования …, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты».
Итак, Севастополь, прежде всего город – населенный пункт, в котором есть улицы площади, переулки, проживаю люди, которые зарегистрированы по определённым адресам.
Кстати Севприроднадзор первым усвоил тонкости закона, и Севастополе все леса имеют статус городских и охота в них запрещена.
Когда охота на охотуОхота, как известно, довольно затратное увлечение, как правило, ей занимаются люди, которых принято называть состоятельными. В Севастополе таких немало. Это хобби свойственно отставникам минообороны и МВД, большими погонами, увлекаются ею некоторые депутаты. В общем лобби солидное. Именно оно подтолкнуло бывшего губернатора Севастополя Сергея Ивановича Меняйло инициировать в Госдуме законопроект «Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
После долгих дискуссий в стенах Государственной думы, законопроект всё-таки приобрел статус закона, но название его несколько изменилось. В окончательной редакции он выглядит так: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 309-ФЗ
«Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым»/
Как видим, упоминавшийся в законопроекте «город Севастополь» в окончательную редакцию не вошел, несмотря на большое количество охот–лоббистов, проживающих в Севастополе.
Честно говоря, я в то время, не ожидал, насколько популярна эта забава в нашем городе.
Все дело в том, что Лесной кодекс РФ содержит понятие «городские леса», т.е. лесные массивы, находящиеся в черте города, в его границах. Охота в таких лесах категорически запрещена.
Принимая закон, депутаты российской Думы посчитали, что границы субъекта федерации – города федерального значения Севастополя — совпадают с границами населенного пункта – города Севастополя, поэтому ни о какой охоте в черте города речи быть не может.
Вернемся к федеральному закону «Об отходах производства и потребления»
Пункт 5, упоминаемой ранее статьи 12 содержит правило, согласно которому: «Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов…».
То есть на территории Севастополя могут быть мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, но полигонам для складирования и захоронения отходов в городе не место. Запрет установлен федеральным законодательством.
Таким образом, если природоохранный прокурор проявит интерес к сложившейся в Севастополе ситуации, то за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание для юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Борис Колесников
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0