Севастопольские общественники лелеют надежду вдохнуть новую жизнь в стены караимской кенасы, превратив её в Дом дружбы народов – символ единения культур и сердец, распахнутый навстречу миру и согласию.
Культовое сооружение — караимская кенаса на улице Большая Морская — является не только объектом культурного наследия, но и украшением «городского кольца».
Это здание стоит того, чтобы немного погрузиться в его историю.
Вопрос о строительстве новой караимской кенасы в Севастополе был поднят еще в 1879 году.
Когда же выяснилось, что возведение синагоги намечено на одной улице с храмом св. Владимира, в 65 саженях от него, да еще и на городском холме, Святейший Правительствующий Синод признал это «противным закону». Он сослался на ст. 258 п. 2 строительного устава, согласно которому расстояние между двумя конфессиональными зданиями должно составлять не менее 100 саженей. В свое оправдание севастопольское караимское общество приводило ст. 1097 устава иностранных исповеданий: «Караимы, находясь под покровительством общих законов империи, пользуются всеми правами, предоставленными русскими подданными», однако разрешение на строительство получено не было.
После затянувшегося решения вопроса проект здания в 1896 году был утвержден, и в мае того же года была произведена закладка здания. Из-за материальных трудностей (строительство обошлось в солидную по тем временам сумму — 70 тыс. руб.) строительство было закончено лишь в 1908 году.
Новая кенаса была рассчитана на 400 человек. По свидетельству очевидцев, здание было «весьма изящной архитектуры в стиле ренессанс». В здании было электричество, из-за границы были привезены и установлены люстры.
После смены государственного строя религиозная община заключила договор с Севастопольским райисполкомом и его структурным подразделением — церковным столом (с 1925 года – стол религиозных культов) на право пользования зданием и имуществом. Посещаемость кенасы прихожанами на протяжении 1920-х гг. практически не изменилась.
В процессе активной антирелигиозной работы со стороны органов власти в конце 1920-х гг. верующие все же были вынуждены отказаться от аренды здания кенасы. Постановлением КрымЦИКа от 5 февраля 1931 года караимская религиозная община прекратила свою деятельность, а здание кенасы было переоборудовано под клуб для караимов и крымчаков.
В период войны здание севастопольской кенасы было разрушено в результате попадания в него авиабомбы и снарядов. В «Ведомости по состоянию разрушений города Севастополя», составленной в 1945 году, указывается, что годность здания составила 30%. 20 августа 1952 года решением Севастопольского горисполкома спортивному обществу «Спартак» была передана «полуразрушенная коробка здания бывшей кенасы по улице Б. Морской №27 для восстановления её под спортивный зал».
Не так давно спортсмены получили новый современный спортзал для школы бокса, и вопрос дальнейшей эксплуатации здания стал предметом обсуждения.
Вчера в Севастополе состоялось совещание в форме «круглого стола», на котором общественники вырабатывали свои предложения относительно дальнейшей судьбы бывшей кенасы.
Это совещание явилось финальной точкой многочисленных собраний и совещаний общественных организаций, чьи представители на «круглом столе» высказали практически единую точку зрения.
Караимская община рассматривает возможность использования здания не только для своих нужд, но и как место, где смогут собираться представители разных национальностей, проживающих в городе-герое.
Это видение будущего использования здания поддерживают практически все караимские общины Крыма, Москвы и Санкт-Петербурга, которые направили свои письма в адрес севастопольского караимского общества «Фидан».
Также единодушную поддержку в этом вопросе выражают все национально-культурные общества Севастополя, объединённые в уникальную организацию — Ассоциацию национально-культурных обществ (АНКОС), которая недавно отметила своё 30-летие.
«Мы, как Севастопольское караимское общество, считаем, что оно должно, соблюдая историческую справедливость, давать возможность представителям нашего малочисленного народа иметь там возможность находиться, сохранять свою культуру, для верующих — реализовать свои чувства вероисповедания. А основная часть здания должна работать для всего нашего многонационального города», — выразил позицию севастопольских караимов председатель Севастопольского караимского общества «ФИДАН» Евгений Баккал. («Фидан» в переводе с караимского — лоза, ветка, росток).
Такая точка зрения о будущем использовании здания кенасы с учетом исторического прошлого не только как центра караимской культуры, но и центра общественной жизни в основном совпадает с мнением руководства города, о чем говорил Губернатор М.В. Развожаев в эфире Севастопольского телевидения.
«Думаю, что это будет общественное здание, место, где будет заседать общественная палата Севастополя. Там можно проводить совет по делам национальностей при губернаторе, совет по делам конфессий. Большое количество у нас есть различных мероприятий такого общественного спектра, для которых может появиться такое уникальное здание в уникальном месте. Это здание точно будет таким местом, где общественные организации смогут себя реализовывать в различных направлениях», — сказал губернатор.
Тем не менее, как было сказано в неофициальной обстановке на встрече, Совет по межнациональным вопросам при главе Севастополя за всё время, с момента своего создания, ни разу не проводил заседаний.
Оптимальным решением представители общественности города видят в создании на базе кенасы Дома дружбы народов.
«И раз уж спортсмены переехали в специально построенное для них здание, мы решили побороться за размещение в этом объекте культурного наследия Дома дружбы народов», – сказала модератор «круглого стола» Людмила Мазур, председатель Ассоциации профессионалов социально-культурного развития.
Выполняющее с 1997 года функции Дома дружбы народов Государственное казённое учреждение культуры города Севастополя «Севастопольский городской национально-культурный центр» (СГНКЦ) расположено в полуподвальном помещении многоквартирного жилого дома, не предназначенном для такой работы. Кроме того, доступность центра для посетителей периодически оказывается под запретом в связи с установкой жильцами дома на входных калитках и воротах цифровых замков.
Как сообщила Ольга Тимофеева, председатель АНО «Содружество парламентариев «Время выбрало нас»:
«В 2017 году я обращалась к действующему губернатору с просьбой решить этот вопрос. Рассматривался даже вопрос о выкупе здания, в котором позже расположилась Контрольно-счетная палата города, но сумма оказалась очень большой».
«Если мы не будем поддерживать и формировать настоящую дружбу народов, в определенный момент можем оказаться по разные стороны баррикад и будем смотреть друг на друга через амбразуру, что, я считаю, совершенно губительным. А технологии, как посеять раздор, сейчас существуют самые разные. То есть речь идет о стратегическом решении назревших проблем. Если опять откладывать их на потом, это потом может быть очень неприятным», — подытожила экс-сенатор Ольга Тимофеева.
Подводя итог, участники «круглого стола» сошлись во мнении о необходимости комплексного подхода к использованию здания бывшей кенасы. Они подчеркнули важность сохранения исторического наследия и удовлетворения духовных потребностей караимской общины, одновременно создавая пространство для развития межкультурного диалога и укрепления дружбы народов в Севастополе.
В подготовленной и поддержанной участниками совещания резолюции, в том числе говорится:
Участники круглого стола считают, что выделение помещения для музея караимской культуры и удовлетворения духовных потребностей верующих караимов, а также организация в здании кенасы Дома дружбы народов с краеведческой составляющей является оптимальным решением данного вопроса.
Такое комплексное решение будет способствовать сохранению традиционного для Севастополя межнационального и межконфессионального мира и согласия.
Резолюция, принятая по итогам совещания, будет направлена в адрес руководства города с надеждой на скорейшее принятие положительного решения. Общественники выразили готовность оказывать всяческую поддержку в реализации проекта, подчеркивая его значимость для сохранения уникальной культурной среды Севастополя.
Борис Колесников
Комментарии 0