«Анализ федерального, регионального опыта в соответствующих сферах деятельности. 4.1. Федеральный, региональный опыт в соответствующих сферах: Закон Брянской области от 09.06.2006 № 40-З «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области», Закон Челябинской области от 28.08.2003 № 174-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области», Закон Архангельской области от 10.02.2004 № 217-28-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Архангельской области», Закон Пермской области от 31.10.2003 № 1080-220»
Земли сельхозназначения в Севастополе. Нет «за», только «против»
0 2169
Понятие «земли сельскохозяйственного назначения» для Севастополя, увы, не новое. Его можно встретить в закон Севастополя № 46 –ЗС, и подзаконных актах. Оно досталось нам со времен пребывания города под флагом чужого государства.
В настоящее время Департамент сельского хозяйства Севастополя, в лице директора Н. Скорюковой разрабатывает законопроект «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в городе Севастополе». С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Правительства Севастополя.
Как следует из «Сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта», разработчик местного закона руководствовался законами Брянской, Архангельской и Пермской областей
Правомерно возникает вопрос. Почему именно эти региональные областные законы легли в основу законопроекта. Ведь гораздо логичней пользоваться опытом, накопленным в городах федерального значения Москвы и Санкт Петербурга.
Ответ на это вопрос долго искать не надо. В упомянутых субъектах – городах федерального значения, такая категория земель как земли сельскохозяйственного назначения, отсутствует.
Например, в московском законе «О землепользовании в городе Москве», прямо указано:
«Все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов».
Но тут же возникает другой вопрос, какое отношение имеет формулировка «земли населенных пунктов» к вопросу наличия в Севастополе земель сельскохозяйственного назначения?
Ответ мы найдем в статье 77 Земельного кодекса РФ. В ней указано:
«Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Кроме того, согласно статье 83 ЗК РФ «Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий».
Возможно, у читателя возникло недоумение. Где логика? В Севастополе много населенных пунктов имеющих свои границы. Например, Орлиное, Кача, Терновка и т.д. Кроме того, есть так называемая «урбанизированная» территория города. Почему между ними не быть землям сельскохозяйственного назначения?
В лесу о дамах, с дамами о лесе
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала воспользуюсь опытом канадских лесорубов которые, как известно, в любом неподходящем случае, говорят о лесе.
В апреле 2021 года Глава Севприроднадзора, Юлия Гаврилова, на заседании правительства Севастополя, комментируя итоги длительных судебных процессов, заявила, что все леса Севастополя относятся к категории «городские леса»
На сайте правительства Севастополя, в разделе «Общая информация о лесах города Севастополя», указано: «Все леса расположены на категории земель – земли населенных пунктов».
Кстати именно по этой причине в Севастополе запрещена охота.
Для надежности откроем Лесной кодекс и посмотрим, что такое городские леса. Ответ на этот вопрос содержится в статье 116 ЛК РФ, в котором говорится:
«К городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов…».
Что получается? Стоит выехать из города в сторону Ялты, мы увидим горные массивы, покрытые лесом. Несмотря на то, что перед нами лес и горы, это считается населенным пунктом. А, по мнению местных законодателей, территория, скажем между Терновкой и Родным, таковым не является. Где же проходят границы населенных пунктов. Тут у самого опытного пограничника, зеленая фуражка покраснеет.
Границы городов федерального значения одновременно выполняют функции границ населенных пунктов
Ответ на вопрос довольно прост. Он вынесен в подзаголовок.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса «Установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности».
Почитав внушительную главу градостроительного кодекса, приходишь именно к такому выводу. Кстати судебная практика не раз указывала на это обстоятельство.
Но как быть с сельхозпроизводителями?
На мой взгляд, ничего страшного не происходит, в населенных пунктах могут быть земли сельскохозяйственного использования. (не путать с землями сельскохозяйственного назначения)
Градостроительный и Земельный кодекс определяют, что в совокупность зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
• пашни;
• сенокосы;
• пастбища;
• участки с многолетними насаждениями;
• здания и сооружения сельхозназначения (которые используются для ведения сельского, дачного, личного подсобного хозяйства, садоводства).
Отличительной особенностью данных сельскохозяйственных участков является то, что в аграрных целях они используются до момента смены вида их пользования, согласно Генеральным планам и правилами землепользования и застройки.
Поэтому аграрии, в случае если из законодательства Севастополя исчезнет понятие «земли сельскохозяйственного назначения» не пострадают, а только выиграют.
Существует мнение, активно лоббируемое депутатами, что только наличие сельхозземель спасет нас от жадных застройщиков. Ведь земли, отнесенные к категории «сельхозназначения» застраивать нельзя. Отчасти утверждение верное, но для такой защиты существуют другие правовые инструменты, такие Генеральный план, Правила землепользования и застройки и т.д. Надо просто ими пользоваться. Желательно с умом и в интересах города.
В заключение отмечу, что мнение одного человека было и остается частным мнением. Вполне возможно, что у тех, кто разарабатывает законопроект о сельхозземлях, есть контраргументы, разбивающие мои доводы в прах. Здесь бы провести общественную экспертизу законопроекта, выслушать мнение специалистов. Сформировать консолидированное мнение. НО… как всегда мешает это пресловутое, но.
Общественная палата Севастополя, которая имеет право проводить общественную экспертизу, до настоящего время не проявила себя как работоспособный, и вообще на что-либо способный орган. Законодательное Собрание, напоминающее русский алфавит, в котором половину составляют согласные шипящие, так и не сформировало Общественный совет – субъект общественной экспертизы. Поэтому, скорее всего закон будет принят.
Правда есть надежда. У нас в городе очень часто не выполняют то, что обещают. Как пример приведу отсутствующие «Правила благоустройства Севастополя».
В январе этого года Председатель комитета заксобрания, депутат Камзолов сообщил:
«правила благоустройства сейчас разрабатывается. Основой для документа станет закон о благоустройстве, принятый городскими депутатами в июле 2022-го года».
«Я считаю, что это очень важные правила, значимость которых сопоставима с принятием ПЗЗ и Генплана. Потому что по этим правилам наш Севастополь, как минимум десять лет, я считаю, будет успешно развиваться», — сказал Камзолов.
После того как поправки к проекту утвердят в департаменте городского хозяйства, Правила благоустройства Севастополя вынесут на рассмотрение на заседании правительства региона.
Прошло больше года с момента принятия закона «О благоустройстве», но Правила так и не смогли довести до ума.
Может и «сельскохозяйственный» закон тихонечко растворится под бюрократическим сукном.
Борис Колесников
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0