14 С° нет
Лента новостей

220 – летие Павла Степановича Нахимова. Несколько фактов о великом адмирале

Сегодня наш город отмечает 220 – летие руководителя Первой героической обороной Севастополя, адмирала Павла Степановича Нахимова, чей памятник украшает главную площадь города.

Нахимов и море, море и Нахимов – слова синонимы.

Академик Евгений Викторович  Тарле писал о нем:

«Морская служба была для Нахимова не важнейшим делом жизни, каким она была, например, для его учителя Лазарева или для его товарищей Корнилова и Истомина, а единственным делом, иначе говоря: никакой жизни, помимо морской службы, он не знал, и знать не хотел и просто отказывался признавать для себя возможность существования не на военном корабле или не в военном порту».

«Он забыл влюбиться, забыл жениться» - добавляет академик.

Говоря о Павле Степановиче Нахимове, невозможно не упомянуть его учителя, первооткрывателя Антарктиды, адмирала Михаила Петровича Лазарева, который увидел в молодом офицере, и не только в нем, талант будущего флотоводца.

В Наваринском сражении, славой покрыл себя флагманский корабль семидесятичетырехпушечный  «Азов» под командованием начальника штаба эскадры капитана 1 ранга М.П. Лазарева. Корабль за этот бой первым в Российском флоте был награжден Георгиевским кормовым флагом и вымпелом. Мужество и героизм в сражении проявили участвовавшие в бою на этом корабле лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и шестнадцатилетний гардемарин В.И. Истомин. Спустя года все они станут героями Первой обороны Севастополя.

 

Одно из главных сражений, прославивших Нахимова, – битва в Синопской бухте. Нахимов сумел уничтожить противника, несмотря на то, что располагал вдвое меньшими силами, чем неприятель. При этом Нахимов не потерял ни одного корабля. 22 ноября 1853 года севастопольцы, на Графской пристани, встречали вице-адмирала Нахимова и русских моряков после Синопской победы. Практически все газеты мира написали об этой славной победе,

За победу при Синопе Николай I удостоил вице-адмирала Нахимова ордена святого Георгия 2-й степени, написав в именном рескрипте: «Истреблением турецкой эскадры вы украсили летопись русского флота новою победою, которая навсегда останется памятной в морской истории».

 

В Севастополе на Графской пристани почти ежедневно можно было видеть адмирала, являвшегося в сопровождении адъютанта своего к ожидавшей его толпе просителей — отставных матросов, убогих стариков, женщин, детей. Не за одной помощью материальной обращались эти люди к «матросскому батьку», просили подчас и только одних советов по всяким делам своим, просили третейского суда по ссорам и семейным неурядицам.

 

Александр Меншиков, правнук фаворита Петра Великого, отступая после неудачного сражения при Альме, вывел из Севастополя всю свою армию, а общее командование обороной города возложил на престарелого генерал-лейтенанта Фёдора Моллера, который годился разве что для парадов и приёмов. Фактически Меншиков заранее сдал Севастополь врагу, отлично понимая, что с таким командующим город обречён. Но тут на совещании командного состава встал Нахимов и заявил, что будет подчиняться только адмиралу Корнилову. По сути, это было прямое неподчинение приказу. Но, как показала история,  Нахимов знал, что делает.

 

Посылая правительству сообщения о том, что Севастополь останется за нами, Нахимов уже знал: город не отстоять. Он был уверен: смерть найдет его здесь. Действительно, момент сдачи Севастополя Нахимов уже не увидел.

 

Нахимов, обходя оборонительные позиции в Севастополе, отказывался снять эполеты, хотя по ним вражеские стрелки могли легко его опознать и убить. На предупреждения он отвечал так: «Убьют меня, это ничего, а вот ежели убьют Тотлебена или Хрулева, это будет нехорошо».

Он продолжал как будто специально появляться в наиболее опасных местах в своих золотых адмиральских эполетах, которые никогда не снимал, считая, что так он поддерживает боевой дух своих подчиненных. Золотое сверкание эполет на черном мундире было заманчивой целью для вражеских стрелков, охотившихся на командный состав русской армии. Под ураганным огнем, стоя в полный рост на Малаховом кургане, в подзорную трубу он рассматривал позиции противника, когда в мешок с землей, стоящий у его ног, ударила пуля. Но даже это не заставило его спуститься в укрытие. «Они сегодня довольно метко стреляют», — усмехнулся адмирал. Это были его последние слова. Вторая пуля попала в голову. Не приходя в сознание, адмирал скончался 12 июля 1855 года. За неделю до этого ему исполнилось 53 года. 

 

После фатального ранения Нахимов прожил еще один день. Тем же днем адмирала на госпитальной койке перевезли с Северной стороны Севастополя на Городскую и доставили в его дом на Екатерининской улице, где он жил. В течение двух дней гроб золотой парчи стоял в его квартире, где все желающие могли попрощаться с усопшим. Вокруг на подушечках лежали его ордена и медали, а изголовья стояла композициях из трех адмиральских флагов. Тело флотоводца было накрыто изорванным в Синопской битве флагом линейного корабля «Императрицы Марии», командование которым в сражении и осуществлял Нахимов. В его комнате был размещен почетный караул.

В. Тимм. Похороны адмирала Нахимова

Хоронил адмирала П.С. Нахимова весь Севастополь. Все понимали, что с гибелью адмирала Нахимова погибнет и Севастополь. Не боясь обстрелов, огромная толпа шла за гробом. Защитники Севастополя, взяв ружья на караул, стояли в два ряда на всем пути от дома до церкви. Военные оркестры играли «полный поход», гремел прощальный пушечный салют, на кораблях приспустили флаги до середины мачт. И в это время поползли вниз флаги на кораблях противника, а наблюдающие за врагом наблюдатели увидели, как снимали фуражки стоящие на палубе английские офицеры.

Могила П. С. нахимова во Владимирском соборе в Севастополе

Памятник Нахимову в Севастополе, простоявший 30 лет, большевики убрали в 1928 году, обвинив адмирала в том, что он «служил русскому царю». Еще через 30 лет власти пришли к выводу, что никому другому в то время знаменитый флотоводец служить просто не мог, и памятник вернули на место.

Память о Нахимове живет в Севастополе, городе его славы и гибели, в названии улиц, в памятном знаке на месте его гибели, в памятнике адмиралу, видном издалека.

Имя Павла Степановича Нахимова с честью носят будущие моряки – юные воспитанники Нахимовского училища.

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Ликвидация свалки в районе Трензиной балки подходит к завершению
Количество земельных участков, выданных льготникам, остается на прежнем месте
Прокуратура добивается изменения высоты газопровода в с. Орлином
Детективная история: садоводы СНТ «Мрия» преследуют расхитителей земли
2065 Город
Омбудсмен и УМВД - аспекты взаимодействия
Материально-техническую базу детских садов Севастополя укрепили на 1449%
Севастопольцы толстели меньше, но употребляли больше спиртного в 2023 - КСП
1710 Город