Иван Пачин: «Я играю в Стива Джобса»
0 2368
7 августа в рамках «Эха Большого Детского фестиваля» на сцене СевТЮЗа зрители увидели «Сочинение про Джобса» в постановке питерского Театрального проекта 27. «Спектакль для подростков» (именно так написано на театральных афишах) – детище режиссера Ивана Пачина, продюсера Наталии Сергеевской, главного художника Марины Завьяловой, драматурга Клавы Ильиной и небольшой, но прекрасно чередующих смену ролей в данной постановке, команды артистов. Нам удалось побеседовать с Иваном Пачиным (театральным режиссером, главным режиссером Тверского театра юного зрителя), который на протяжении двух часов выходит на сцену в образе главного героя – Стивена Пола Джобса.
М: Иван, добрый день! Конечно, внешнее сходство с главным героем очевидно – совершенно точное уникальное попадание в образ. А насколько Вам внутренне близок Стив Джобс?
И: Мне кажется, театр похож на то, что делал Стив Джобс. Единственное, что он делал это, обращаясь с большими деньгами, а мы, работая в театре, выполняем все то же самое, только практически без денег. Наши бюджеты, конечно, несопоставимы. Как у Джобса каждый компьютер был его детищем, так и у нас каждый спектакль является детищем. Поэтому в этом смысле мне Джобс близок. Мы все хотим создавать, мы верим в то, что у нас получится создавать. Работая в театре, верим, что мы – творцы. И нам очень важно донести эту веру в творчество, веру в то, что ребенок должен продолжать придумывать до конца своей жизни, подобно тому, как Стив Джобс придумывал до конца своей жизни и не останавливался. Дело даже не в том, чтобы он не останавливался на достигнутом и не почивал на лаврах, а продолжал придумывать, чтобы он воспитал себя, и жизнь его воспитала, чтобы он настроил свою волю на то, чтобы продолжать придумывать. Подобно тому, как главный тренер придумывает, какой у него должен быть план на игру и как продолжать работать, не отчаиваться. Подобно тому, как каждый режиссер ставит спектакль, придумывает, как это должно выглядеть.
М: Биография Стива Джобса переведена на многие языки мира, выпущена многомиллионными тиражами. Безусловно, он – культовая фигура, его высказывания разошлись на цитаты для личностного развития и роста в бизнесе. Конечно, в мире Стив Джобс широко известен аудитории 35+. И тем не менее, спектакль позиционируется как произведение для подростков. Насколько актуально то, что происходит на сцене, для подростка, который живет в 2021 году?
И: Это надо спрашивать у подростков. Мы делаем то, что считаем нужным, то, что нам нравится. Мы пытаемся хорошо выполнить свою работу и придумываем историю, пишем вживую сочинение про Стива Джобса. Мне кажется, что если они не знают, кто такой Стивен Пол Джобс, то это – тоже неплохо. Они узнают кто он такой. Если они знают, кто такой Стивен Пол Джобс, то это – тоже неплохо. Потому что они узнают о нем что-то такое, чего не знали или поживут в его мире какое-то время, сколько идет спектакль, а, может быть, потом после еще больше заинтересуются. В этом есть определенный «финт». Как раз мне кажется, подростки знают кто такой Стивен Пол Джобс. А если нет, то, значит, им родители объяснят, что это – какая-то очень важная фигура в мире, которая гремела в 2000-х, человек, который вывел мировые технологии и компьютеры на новый уровень. Мы, как артисты, просто рассказываем историю. И нам, в данном случае, не столь важно, история эта про Стивена Пола Джобса или история про военного летчика Николая Гастелло. Наша основная задача все равно заключается не в том, чтобы рассказать о судьбе Стива Джобса, а рассказать об этом с точки зрения запаха, с точки зрения ощущений, т.е. с точки зрения театра. Театр все равно главенствует над тем, что мы рассказываем, потому что очень важно, чтобы средства рассказа были театральные. Здесь мы рассказываем про очень богатого и известного человека совершенно простыми средствами с очень простой сценографией. И все держится на артисте, все держится на людях, которые это играют. И для меня это является самым важным. А понравится это подросткам или нет – это такой сложный вопрос. Мне кажется, что должно понравиться, а если нет, то это – личный выбор подростка.
М: На сцене Стив появляется в разных возрастах. Мы наблюдаем его взросление, становление характера, духовные поиски. Скажите, а в каком возрасте лично Вам Стив ближе всего или нравится больше всего?
И: Это очень интересный вопрос и очень сложный. Мне он очень нравится, когда дружит со Стивом Возняком и когда идет на «первое дело», потому что это очень похоже на путь, который проходит режиссер, чтобы уговорить людей сделать что-то, что ему кажется правильным. Также он мне нравится, когда он уже в какой-то степени успокоился и нашел свою дорогу, когда он занимается точечно какими-то вещами, какими-то деталями, т.е. когда он уже взрослый. Но дело в том, что он остался до последнего художником. Ребенок – всегда художник. Когда он вырастает, он зачастую перестает им быть. Он перестает придумывать, перестает сочинять, перестает мечтать, потому что у него появляется ипотека, дети. Он начинает думать, что должен быть вот таким взрослым. А здесь мы имеем такого персонажа, Стивена Пола Джобса, который до последнего сохранил в себе ребячество, до последнего сохранил себя придумщиком. И это мне кажется чрезвычайно важным для того, чтобы поговорить о том, что мы всегда должны оставаться художниками до последнего своего вздоха.
М: Как Вы считаете, в чем личная драма или проблема Стивена Джобса?
И: Мне кажется, что если он оставлен своими биологическими родителями, то это не может не сказаться на нем. Все наши проблемы родом из детства. Его трудности, его неприятие или его острота во многом связаны с тем, что его биологические родители от него отказались. Я, как режиссер (еще достаточно молодой по меркам Союза театральных деятелей) считаю, что путь твоего художественного становления – священен. Очень важно то, какая дорога у тебя есть по пути твоего художественного становления. Она не может быть чиста. В конце концов, ты должен принять все, что с тобой происходит, и все, что с тобой было в детстве. Ты должен работать над этим, над своими трудностями, над своими проблемами, которые у тебя остаются с детства. Потом они по-разному могут проявляться и по-разному прорабатываться. Стивен Пол Джобс позднее нашел своего биологического отца, но не стал ему открываться, что он его сын. Судьба человека очень сложна, и путь его очень сложен. Мы приоткрываем только его «путь придумщика», путь как будто бы тринадцатилетнего подростка, который не может успокоиться. Он все время находится в остроте существования. Он все время хочет признания. Он говорит: «Мои идеи – самые лучшие! Неужели вы не видите?» У него есть этот конфликт, но очень важно, что он – художник.
М: Назовите Ваши личные «фишки», личные находки для создания полноты образа?
И: Нет, ничего такого нет. За несколько дней до спектакля я просто начинаю «пристраиваться» к тому, как бы это сделал Стивен Пол Джобс. Я – артист своеобразный. Я – режиссер, и я ставлю больше, чем играю сам на сцене. Его позиция жизни – это позиция режиссера. Поэтому мне тоже чрезвычайно важно это играть, и я практически не задумываюсь о том, как это сделаю. Я слежу за тем, как все происходит вокруг меня, как Стива Джобса, но ничего особенного я не делаю. Хотя нет. Наверное, руку прикладываю к бороде, как на знаменитых фотографиях. Но я сам в жизни так делаю. У меня есть определенное отношение – я играю в Стива Джобса. Я – не Стив Джобс, и это очевидно. Я играю в него. И мне очень важно играть в него. Мне кажется это очень правильным – играть в Стива Джобса. А как играть? Ну, это мы «в дороге», во время спектакля и разберемся (смеется).
Роль Стива Джобса живет с Иваном Пачиным почти три года. Спектакль играется не так часто. Актерский состав – из Большого театра кукол в Санкт-Петербурге, а Иван сейчас работает главным режиссером Тверского ТЮЗа. Все артисты чрезвычайно заняты в репертуаре, вместе достаточно сложно собраться. Всего работа была сыграна не более десяти раз за весь период. Тот факт, что показ «Сочинения про Джобса» для севастопольцев состоялся дважды, – уже ценный подарок!
Если бы в зале оказался Стив Джобс, то режиссер и прототип героя с улыбкой бы посмотрели друг на друга. «Мы бы сказали, что не хотим, чтобы он возгордился этим спектаклем. Мы лишь хотим проложить некоторый мост или дать какую-то дорогу, что жизнь каждого человека драматична. Жизнь каждого человека может быть перенесена на сцену. Это тоже очень важно. Мы говорим о том, что такие люди очень важны в мире, и они двигают мир», – делится Иван Пачин. А вот сам Стивен Джобс скорее всего отреагировал бы на увиденное фразой: «Продолжайте! Может быть, когда-нибудь у вас что-нибудь получится!»
Режиссер утверждает, что спектакль также поставлен во многом для того, чтобы подростки узнали театр, чтобы он не был далек от них, чтобы был очень простым – наподобие простенького сериала, в манере американского кино. По замыслу режиссера спектакль должен играться легко. Это попытка показать театр легким. Дело не в том, что режиссер не ставит серьезных задач, а в том, что выражение их должно быть проще.
Напоследок Иван Пачин пожелал севастопольскому зрителю:
– Я бы хотел, чтобы если зритель еще не любит театр, то полюбил бы его. Ведь мы рассказываем о серьезных вещах простым языком игрового театра. А тем, кто любит театр, – смотреть на наше театральное дело легче и проще. Я бы хотел, чтобы зрители ходили на все спектакли. Очень важно для родителей, чтобы они обсуждали с детьми увиденное и переживали общий опыт. Мне кажется очень важным для детей – ходить в театр. Для них через театр происходит открытие мира. Они переживают какой-то свой особенный опыт, находясь на спектакле рядом с родителями. Любите и открывайте театр вместе!
Мария Варлагина
Фото обложки: © А4 НОВОСТИ / Ю. Высоцкая
Главная новость по теме
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0