25 января 2023 года Владимиру Высоцкому исполнилось бы 85 лет
0 1329
Считалось, что в СССР Высоцкий по популярности уступал только одному человеку – Юрию Гагарину. Не знаю, как измеряли, но то, что песни Высоцкого знали и любили в тюрьме и в Кремле, это точно. Впрочем, время показало, что у каждого свой Высоцкий.
О творчестве и биографии Владимира Семеновича написано очень много, поклонников его творчества ничем не удивить. Но все же был, и к счастью есть один человек, который его знает совершенно по- особенному.В песне посвященной шестидесятилетнему юбилею худрука театра на Таганке Юрия Любимова, Высоцкий поет:
«Быть иль не быть?» мы зря не помарали.
Конечно — быть, но только начеку.
Вы помните, конструкции упали? -
Но живы все, спасибо Дупаку.
Эти строки, в которых упомянута фамилия директора театра, он написал после случая на одной из репетиций, когда артисты чудом остались живы после падения металлических декораций.
Николай Лукьянович Дупак, бывший директор театра на Таганке, родился в 1921 году идет 103-й год. Бог дал ему долгий век и ясную память. Именно Николай Дупак принимал молодого актера Высоцкого на работу в театр.
«Мне Володю порекомендовала его однокурсница Тая Додина. Она просила дать ему шанс, говорила, что он очень талантливый. "Тая! - сказал я ей. - Куда ж я его возьму? У нас по штату 50 человек, а фактически - 75". Но она нашла такие слова, которые меня тронули, и я пригласил Высоцкого на прослушивание. Он пришел, показал Челкаша, вроде не очень. Любимов ему сухо так: «Спасибо».
Тогда Высоцкий попросил разрешения спеть. Взял гитару и спел три песни. Любимов его спросил: «А чьи это слова?» Володя ответил, что слова его. На этом и расстались. Я убедил Любимова взять его на три месяца по договору.
Получится - прекрасно, не получится - не судьба. Тогда мы работали над "Героем нашего времени", ставили спектакль к юбилею Лермонтова. Высоцкому дали крошечную рольку штабс-капитана. Там нужно было сказать одну фразу: «Натура - дура, судьба - индейка, а жизнь - копейка, ну и дурак же ты, братец».
Он сделал все просто гениально и остался в театре вспоминает Дупак.
Еще одна история, связанная с известной болезнью Владимира Высоцкого, рассказанная Дупаком:
Очередной съезд партии, наш театр принимает делегации коммунистов из 23 стран. Перед спектаклем прибегает моя помощница и говорит: «Высоцкий на ногах не стоит». Боже! Я бегом в гримерку к Володе, а он, что называется, лыка не вяжет. Мол, Николай Лукьянович, простите. Я ему, как пацану, зарядил пару подзатыльников: «Ты с ума сошел?! Политбюро в зале!» В ответ мычание. Говорю ему: «Ты сейчас со мной выходишь на сцену, твоя задача просто постоять несколько минут с опущенной головой. Все остальное сделаю я. Скажу, что, к великому сожалению, спектакль состояться не может, артист Высоцкий потерял напрочь голос. Ты делай извиняющиеся жесты, но только не упади в зрительный зал. Так и сделали. Я сказал публике, что у меня есть два предложения: вернуть деньги или показать спектакль через три дня. За это время к артисту Высоцкому обещал вернуться голос. Зал встал и оглушил нас аплодисментами. Билеты не сдал ни один. После этого я посадил Высоцкого в машину и отправил к знакомым врачам, которые его не раз вытаскивали с того света. Через три дня зал был полон, а Володя просто блестяще отыграл спектакль.
Об одном интересном розыгрыше на съемках фильма «Вертикаль» вспоминает режиссер Станислав Говорухин:
Я прихожу в «Иткол» с ледника, грязный, уставший,- там часов шесть нужно было идти пешком,- Володи нет. На столе лежит черновик. Смотрю - новая песня.
Взвод лезет вверх, а у реки
Тот, с кем ходил ты раньше в паре.
Мы ждем атаки до тоски...
Я тут же опять надеваю рюкзак и спускаюсь в бар. Там сидят американские туристы и с ними - Володя. Он увидел меня, подбегает и говорит: "Слава, я такую песню написал! Пойдем в номер, я тебе ее спою. «Я отвечаю: «Не могу, я шесть часов бежал, дай хоть попью». Хотя на такой высоте и происходит полное обезвоживание организма, пить я не очень хотел - я хотел его разыграть. Мы подходим к стойке, я выпиваю бутылку воды, беру еще одну. А он прямо приплясывает,- так ему хочется спеть новую песню.
- Хочешь,- говорит,- я ее тебе прямо здесь спою, без гитары? И начинает:
Мерцал закат, как сталь клинка,
Свою добычу смерть искала...
Я говорю:
- Постой, ты уже совсем как Остап Бендер, который всю ночь сочинял «Я помню чудное мгновенье», и только утром понял, что это кто-то уже сочинил до него.
- Что ты мелешь?!
- Как - что я мелю,- отвечаю,- это старая баксанская песня, еще военных лет.
- Что ты выдумываешь?!- закипает Володя.- Я написал ее сегодня!
- Ничего я не выдумываю,- говорю,- там еще есть припев... Хочешь, спою?
-Я сейчас точно не вспомню, но там такие есть слова:
Отставить разговоры!
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам.
Он говорит:
- Не может этого быть!- А сам даже побледнел.- Да что же это со мной происходит! Я думал, я сам написал эти строки,- они мне особенно нравились...
- Да ладно, Володя,- не выдерживал я,- я тебя разыграл.
Как он глянул на меня! Потом очень долго вспоминал этот розыгрыш.
Но в дверь однажды постучали
Для Высоцкого линия партия всегда проходила немного в стороне от его жизненных убеждений. На суровый приговор Синявскому и Даниэлю, Владимир Семенович откликнулся песней:
Вот и кончился процесс,
Не слыхать овацию -
Без оваций все и без
Права на кассацию.
Изругали в пух и прах, -
И статья удобная:
С поражением в правах
И тому подобное.
Посмотреть продукцию:
Что в ней там за трещина,
Контр- ли революция,
Анти- ли советчина?
Но сказали твердо: "Нет!
Чтоб ни грамма гласности!"
Сам все знает Комитет
Нашей безопасности…
Конечно, в комитете госбезопасности внимательно за ним наблюдали. Но тогда это еще не был всенародно известный певец и актер. Слава была далеко впереди.
После окончания спектакля к театру на Таганке подъехала служебная «Волга». Двое мужчин показали Высоцкому удостоверения с короткой многозначащей аббревиатурой и настойчиво предложили проехать с ними.
Из воспоминаний жены Высоцкого Людмилы Абрамовой:
«Я, с разинутым ртом и протянутыми руками вслед за этой машиной, пробежав несколько шагов, поехала домой. В ужасе, конечно, в полном. В растерянности».
В чекистском ведомстве с Высоцким беседовал генерал – лейтенант КГБ, Михаил Петрович Светличный, в то время начальник УКГБ по Москве и московской области.
Поэта допрашивали об Андрее Синявском, посмевшем напечататься за границей. Еще со студенческой скамьи школы-студии МХАТа Высоцкий был дружен, с большим уважением относился к преподавателю русской литературы Андрею Синявскому, который, кстати, предсказал ему будущую славу народного поэта. Генерал КГБ по-дружески советовал не связываться с подонками-правозащитниками. Кроме того Светличный сообщил Высоцкому что его телефон некоторое время будет прослушиваться.
Но кое о чем генерал умолчал
Из интервью Людмилы Абрамовой в передаче «Человек и закон» от 21.01.2010 г.
«Перед отъездом из Риги в Москву на перроне вокзала его (Высоцкого) скрутили оперативники и затолкали в милицейский «Уазик». В отделении он оказался в одиночной камере… Арестованному ничего не объясняют. Он не знает, что в Риге объявился маньяк, который насиловал и убивал своих жертв. Одна из потерпевших, по счастью, выжила. Она и сообщила приметы, совпадающие с описанием Высоцкого».
Он объясняет: «Я – Высоцкий, я – актёр Театра на Таганке,.. Вот мои документы… У него отобрали все шнурки-ремни. Он бился головой об стену по-настоящему: не так, как истеричная женщина, — он хотел разбить голову.
Ему сказали, что будет опознание, что вот эта выжившая девочка, её сейчас приведут, и она должна будет его опознать…
В мучительном ожидании тянулось время. Вдруг дверь в камеру открылась. На пороге несколько офицеров милиции.
К нему вежливо, с извинениями, приносят горячий сладкий чай, чтобы как-то подкрепить его, предлагают какие-то лекарства, дают успокоиться, возвращают все его вещи, документы, приносят извинения…».
Всё объяснилось очень просто. Генерал КГБ Светличный, по-отечески предупреждая Высоцкого, умолчал, что за ним будет установлено наблюдение. Все его перемещения отслеживались. Об этом чекисты и сообщили милиционерам. Так что алиби у будущего народного любимца было стопроцентное
Так КГБ поступил по-честному с Владимиром Высоцким и спас его от нелепого, позорного обвинения.
Спасибо всем, кто сегодня вспомнил Поэта.
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0