18 С° нет
Лента новостей

Их именами названы улицы – Генерала Хрюкина

Улица, названная именем участника освобождения Севастополя,  дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина, появилась в Севастополе, в районе Куликова поля 6 мая 1974 года, в канун празднования тридцатипятилетния Великой Победы.

В период Крымской наступательной операции Хрюкин командует 8 воздушной армией. Под его командованием летчики совершили 22 тысячи вылетов, из них 10 тысяч в боях за Севастополь. Фамилии 93 летчиков занесены на мемориальные плиты у обелиска Славы на Сапун горе.

19 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-полковнику Хрюкину Т. Т. «за умелое командование воздушной армией, личное мужество и отвагу» было вторично присвоено звание Героя Советского Союза с вручением второй медали «Золотая Звезда».

На как сказано выше, это была вторая звезда героя. За что он получил это высокое звание впервые?

Эта история настолько невероятна, что многие считают её неправдой. Ни до этого эпизода, ни после него, не было случая, чтобы одиночный самолёт потопил авианосец.

Вспоминает генерал-полковник авиации Полынин:

«Ко второй половине февраля 1938 года самолетный парк Японии оказался настолько истощен, что правительству пришлось срочно заключать контракты с фирмами Германии и Италии на приобретение новых самолетов. Иностранные суда с боевой техникой не могли разгружаться в шанхайском порту. Японцы не без оснований опасались налета советских бомбардировщиков. Поэтому разгрузка производилась на японских островах, в частности на главной базе ВВС Японии - острове Формоза (Тайвань).
По агентурным данным, китайскому командованию стало известно, что на Формозу прибыл очередной караван с авиационной техникой. Самолеты в разобранном виде, упакованные в контейнеры, доставлены на аэродром. Там же, на стоянках, находится немало машин, уже собранных и подготовленных к перелету в Шанхай. Завезены большие запасы горючего.
Мы стали готовить воздушный налет по этому объекту…
Чтобы ввести японцев в заблуждение, решили вначале пройти севернее острова, потом резко развернуться вправо, снизиться с приглушенными моторами до 4 тысяч метров и с ходу нанести удар. А над проливом снизиться еще до двух тысяч метров, чтобы позволить членам экипажей, как говорится, «глотнуть воздуха». Над материком же опять подняться до четырех тысяч метров и идти к аэродрому дозаправки…
Когда экипажи построились, Рычагов обратился к ним с краткой напутственной речью. В заключение он напомнил, что сегодня 23 февраля, и призвал достойно отметить праздник нашей доблестной Красной Армии.
По сигналу ракеты 28 тяжело груженных бомбардировщиков один за другим поднялись в воздух. Набираем высоту 5500 метров. Сердце бьется учащенно, кружится голова, клонит ко сну - первые признаки кислородного голодания. И в борьбе с ним можно было рассчитывать только на собственную физическую выносливость...
Наконец впереди показалась голубая полоска Формозского пролива, а за ней и сам остров. С высоты он казался огромным, с желтыми крапинками, изумрудом, вправленным в безбрежную гладь океана… Впереди, по курсу, открывался город, а рядом с ним - аэродром. Хорошо различались и выстроенные в два ряда самолеты, серые, еще не распакованные контейнеры, и белые цистерны рядом с ангарами… Никакой маскировки противник не соблюдал. Видимо, он чувствовал себя в полной безопасности…
Цель все ближе. На белых крыльях самолетов уже видны красные круги. Мой штурман приготовился к сбросу смертоносного груза. И вот машину легко тряхнуло: бомбы пошли вниз…. Вражеский аэродром окутывается дымом и пламенем… Мы сбросили на Формозу 280 бомб... Наш удар был настолько внезапным, что ни один из вражеских истребителей не успел взлететь…
В этот день мы пробыли в воздухе более семи часов»

Однако в июне, когда подразделение Полынина сменила новая бомбардировочная авиагруппа, возглавляемая Хрюкиным, наши бомбардировщики стали подвергаться атакам японских истребителей И-96. Так у нас в те годы обозначали японский палубный истребитель, более известный теперь как A5M. Самолёты эти были морские, палубные.

Возникло предположение, что где-то поблизости базируется японский авианосец. Вскоре это предположение подтвердилось: один такой самолёт, будучи обстрелянным нашим воздушным стрелком, совершил вынужденную посадку на контролируемой китайцами территории, и лётчик был взят в плен. В ходе его допроса выяснилось, что И-96 базируются на авианосце «Ямато-мару» .

«Ямато-мару» представлял собой переоборудованный во вспомогательный авианосец грузовой пароход водоизмещением 9656 тонн, построенный в Италии в 1915 году под названием «Джузеппе Верди». В 1920 году он был куплен Японией. Пароходу срезали трубы, вынеся дымоход к правому борту, и надстроили над его корпусом деревянную палубу, служившую взлётно-посадочной полосой.

Корпус авианосца был усилен, а для повышения остойчивости на нем установили булевые наделки*. В качестве зенитного вооружения на «Ямато-мару» были установлены шесть спаренных 13,2-мм пулемётов Гочкисса.

31 мая 1923 года вспомогательный авианосец «Ямато-мару» вступил в состав... японских сухопутных сил. Его самолёты должны были поддерживать войска императорской армии на театрах военных действий, слабо оборудованных аэродромами. Именно из-за принадлежности корабля армии а не флоту, его не находят в списках японских боевых кораблей, и на этом основании всю историю считают вымыслом.

Иногда разведчикам удавалось засечь авианосец, но группа бомбардировщиков, вылетавшая по следу воздушной разведки, ничего не находила, только скалы да море, затянутое дымкой, лабиринт островов и бухт на протяжении сотен километров...

Тем не менее, Тимофей Хрюкин не оставлял мысли найти японский авианосец. Прошло еще два месяца, но «Ямато-мару» оставался заколдованным кораблем-невидимкой.

И вот однажды Тимофей Хрюкин вместе со своим штурманом Иваном Селивановым барражировали на большой высоте над руслом Янцзы. В тот период наша авиация имела над Янцзы полное господство в воздухе, и на реке не было видно ни одного корабля, а мелкие суденышки, заметив летящий бомбардировщик, торопливо прижимались к берегу.

И вдруг Хрюкин и Селиванов одновременно увидели в глухой бухте, затянутой маскировочными сетями, авианосец «Ямато-мару». Ветер дул с берега, и пелена тумана, закрывавшая судно, медленно отступала в море. Не теряя ни секунды, СБ пошёл в атаку.

Иван дал поправку. Тимофей довернул машину и ощутил, как бомбы полетели вниз. На втором заходе Хрюкин увидел, что на «Ямато-мару» возле самой трубы, взметнулся столб черного дыма, изрезанный яркими языками пламени. Вторая бомба легла у борта, разорвалась в воде, ниже ватерлинии, и одновременно, как по команде, заградительный огонь прекратился. Одинокая последняя струя трассирующих пуль медленно поднялась в воздух, и все оборвалось. Авианосец начал крениться на левый борт.

Самолет сбросил последние бомбы и лег на курс. Гибнущий авианосец лежал на боку и походил на громадную черепаху, выползающую из воды. Летчики не видели его последних мгновений..

За потопление японского авианесущего корабля Тимофей Тимофеевич Хрюкин получил звание Героя Советского Союза.

A4 Авторская колонка Все публикации автора
Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Вскрыта схема лоббирования медицинских поставок: с каждого патологоанатомического стола организаторы закупок хотели заработать по 1,5 млн
Прокуратура Севастополя требует от УК открытости
Досмотр на причалах усилят: прокуратура попросила поторопиться с обеспечением безопасности пирсов
Почему в Севастополе не предвидится рост зарплат
Фиктивная регистрация наказуема - Павел Буцай
Герои не умирают... В Севастополе простились с командиром десантно-штурмовой роты
1568 Армия
Экологи не успели оштрафовать БГС на 285 млн
1449 Город
Жители аварийных домов и востребованные в городе специалисты. Найти компромисс