15 С° нет
Лента новостей

«Огненный столб высотой 500 метров». Крымское землетрясение 1927 года

«…Стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.

– Мама! – крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.

Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.

Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров.

– Товарищ Бендер! Что это такое? – кричал Ипполит Матвеевич в ужасе.

Остап был вне себя. Землетрясение, ставшее на его пути! Это был единственный случай в его богатой практике».

Так в романе Ильфа и Петрова «12 стульев» описывается Крымское землетрясение. Наверное, большинство из нас только по строкам бессмертного романа о нем и знает.

В связи с произошедшими в ночь на 6 февраля событиями в Турции, вспомним как похожий (не по количеству жертв, а по природе), катаклизм поразил Крым, чуть менее века назад.

Осенью 1927 года в СССР поступили в продажу почтовые открытки. С видами Крыма. Но вместо манящего моря и яркого солнца на них были изображены разрушенные дома, оставшиеся без крова семьи местных жителей. Открытки были фотографическими — так выглядел полуостров после недавнего землетрясения.

На обороте каждой из них было написано: «Все на помощь пострадавшему Крыму».
 

Землетрясений в том году было два. Первые толчки произошли 26 и 29 июня 1927 года. Погибших не было. Большие обвалы были в окрестностях Севастополя, в домах появились трещины.

Второе произошло ночью, 12 сентября. Очаг землетрясения располагался в море, разные крымские города трясло с интенсивностью 6-8 баллов.

Как писали газеты:

«В начале первого часа ночи город был потрясен сильным подземным толчком. Полминуты спустя случился второй, менее сильный удар. Оба толчка сопровождались волнообразными колебаниями почвы.

Перепуганные люди выбежали из домов на улицы. Некоторые были напуганы до такой степени, что стали выбрасываться из окон. «В казармах Брестского полка бросился с высоты третьего этажа один красноармеец, получивший, к счастью, нетяжелые ранения.

С балкона второго этажа дома № 38 по Таврической улице (нынешняя ул. Людмила Павличенко), спрыгнул заведующий коммунальными домами товарищ Захаров. Он получил повреждения ног. Также получила незначительные ушибы одна гражданка, спрыгнувшая с балкона второго этажа по ул. Троцкого (пр-кт Нахимова). Всем пострадавшим была своевременно оказана медицинская помощь».

В книге «Черноморские землетрясения и судьбы Крыма», 1927 года издания, очевидцы описывают:

В Севастополе — подземный усиливающийся гул, колебание почвы и подвижных предметов в течение 15 сек., остановка часов с маятником, слабые трещины в стенах зданий, осыпание штукатурки; падение каменного небольшого креста над порталом церкви на Морской улице. (В это время нынешняя ул.  Большая Морская называлась ул. Карла Маркса).

«После первых двух ударов около 2:00 ощущалось новое довольно сильное колебание почвы», — писал «Маяк коммуны». — «Первый удар сопровождался весьма яркими звуковыми и световыми эффектами, слышался необычной силы гул и грохот, провода сетей высокого и низкого напряжения, соприкасаясь, производили сильные вспышки и выстрелы наподобие ружейных».

В севастопольском госархиве сохранился рапорт милицейского патруля с Зеленой горки, составленный сразу же после землетрясения. Совершенно разрушен дом около вокзала — обвал обеих стен. Хозяин дома «тяжело контужен, его жена наполовину засыпана землей. С признаками тяжелого нервного потрясения ее доставили в больницу».

Главный архивист отдела информации и использования документов городского архива Севастополя  Марина Соловьева рассказывает:

 «Несколько эпицентров располагалось в Черном море, по линии вдоль Южного берега Крыма от Алушты до Балаклавы. Между мысом Лукулл и Севастополем, в 48 километрах от берега, на глубине около 200 метров произошел мощный выброс сероводорода, который сопровождался «вскипанием моря», появлением огненного столба высотой 500 метров и шириной до 3 километров»

В Крыму были и человеческие жертвы: более 800 раненых, 16 погибших. При этом причиной смерти части людей стало не землетрясение само по себе, а панический страх перед стихией, который заставлял несчастных выпрыгивать из окон или доводил их до разрыва сердца. Был отмечен даже случай самоубийства, когда в панике человек повесился. Люди в прямом смысле слова сходили с ума от ужаса — непосредственно после землетрясения.

Вот как, к примеру, описывал события той ночи ученый Н. И. Кельин:

«В природе было после грозы чрезвычайно спокойно, и тишина засыпающего города нарушалась только всплеском набегающих на узкий бечевник волн. Молниеносно и внезапно раздался все возраставший, и, казалось, уходящий к горам страшный гул. …Погас свет и во всем городе неестественным освещением являлся лунный свет… пепельно-серого цвета, именно такой, какой наблюдается при затмениях. Сейчас же на фоне непрерывного гула раздался треск, как будто ломались гигантские сухие кости, — это начали разрушаться здания… Испуг населения был так велик, что уже во время первого толчка начали раскрываться окна, из которых доносились стоны и вопли. …Паническое настроение увеличилось беспокойством животных. Собаки, собравшиеся со всего города в стаи, …с жалобным воем вылетали из темноты, и их вой усиливал зловещее впечатление, примешиваясь к разноголосым звукам отчаяния, раздававшимся из человеческой толпы».

Ученые посчитали, что причиной паники являлся, сопровождающий природный катаклизм, инфразвук. Как знать, может они и правы.

Но не всех отдыхающих на полуострове постигла паника. Художник Петров-Водкин, гостивший в сентябре 1927-го в Коктебеле у Макса Волошина, воспринял это событие как редкую удачу.

Жена художника потом вспоминала, что, когда все думали только об отъезде из Крыма, он сказал ей: «Останемся здесь. Я буду работать. Это такое событие, которое может не повториться в нашей жизни. Если суждено погибнуть, то мы погибнем все вместе». И они остались до 10 октября, а через несколько месяцев Петров-Водкин закончил картину «Землетрясение в Крыму», написанную им, можно сказать, с натуры.

Крымская история

Самое древнее на территории Крыма землетрясение - Пантикапейское - 63 год до н. э.

В сентябре произошла еще одна катастрофа, которая продолжалась в 480 году на протяжении 40 дней.

Зафиксированы крупные землетрясения в Крыму и Севастополе также в: 1292 и 1471 годах, а в 1341-м «море выступило из своих берегов на 10 верст и причинило вред неописанный».

Сила толчков во время землетрясения в 1802 году составила в Севастополе шесть баллов.

30 сентября 1869 года датируется сильное землетрясение с эпицентром возле Фороса. Колебания земли привели даже к разрушению весьма сейсмостойких генуэзских построек. От сильного гула и сотрясения земли население было объято паникой.

Происходили толчки также в 1902, 1908 году, а в 1919 году был шторм необычайной силы, из-за которого произошли разрушения в Ялтинском порту и повреждения телеграфной сети.

A4 Авторская колонка Все публикации автора
Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Ликвидация свалки в районе Трензиной балки подходит к завершению
Количество земельных участков, выданных льготникам, остается на прежнем месте
Прокуратура добивается изменения высоты газопровода в с. Орлином
Детективная история: садоводы СНТ «Мрия» преследуют расхитителей земли
2104 Город
Омбудсмен и УМВД - аспекты взаимодействия
Материально-техническую базу детских садов Севастополя укрепили на 1449%
Севастопольцы толстели меньше, но употребляли больше спиртного в 2023 - КСП
1716 Город