13 С° нет
Лента новостей

А. Сухарь: Наш ответ на ложь - это правда, несмотря на избирательную память европейцев

9 мая наша страна отметит 77-летнюю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. Но не только над нацистской Германией, а ещё и над её многочисленными союзниками из европейских стран, информацию об участии которых в современной Европе принято замалчивать. В то время, как эти же самые государства-члены Евросоюза (и не только) сегодня поддерживают весь пакет экономических санкций против России, поставляют на Украину оружие для дальнейшей эскалации конфликта, ведут агрессивную русофобскую информационную кампанию и обвиняют безапелляционно в военных преступлениях президента России, надо отчётливо понимать, что нынешняя ситуация для европейцев не уникальна, нечто подобное они уже проделывали в прошлом веке – в 20-е-40-е годы.

Великая Отечественная война для СССР

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, когда Гитлер и его союзники напали на СССР. Гитлер, повторюсь, а не Сталин. Эта страшная война продолжалась 1418 дней и ночей и завершилась 9 мая 1945 года полной капитуляцией и нацистской Германии, и той части Европы, которая в той или иной степени помогала гитлеровцам, находясь под флагом нацистской свастики.

Если обратиться к историческим и культурологическим энциклопедиям и словарям, мы увидим, что свастика является одним из древних и широко распространённых символов человечества, который встречается у индусов, иранцев, германцев, славян и многих других народов в орнаменте и прочих артефактах национальных культур. Даже у племён доколумбовой Америки можно найти свастику. Однако при нацистском режиме в Германии, когда это государство получило название Третьего Рейха, а правящей идеологией стал национал-социализм – крайне агрессивное учение и военно-политическая практика расового и национального превосходства немцев (и близких им этносов) над другими народами, - свастика стала частью официального герба новой страны и использовалась в качестве главного визуального элемента на флагах, знамёнах и форме нацистов.

Для нашей страны этот древний символ после окончания Великой Отечественной войны уже не мог быть просто частью наследия мировой культуры или истории. Свастика прочно ассоциировалась теперь с нацизмом и была суровым напоминанием о тяготах и лишениях, боли и трагедии, которую пришлось испытать народам Советского Союза от вторжения и дальнейшей оккупации и преступлений гитлеровцев и их союзников на территории советского государства с 22 июня 1941 года и до середины 1944 года (в западных частях страны) включительно. В 35 миллионах советских семей, как минимум, один мужчина воевал с врагом на фронтах той войны с 1941 по 1945 годы, поэтому память об этих событиях стала частью коллективного бессознательного нашего народа – многонационального советского народа. Ведь с захватчиками бились советские граждане 161-й национальности, проживающей на территории СССР. Но воевали не только мужчины. В 490 тысячах советских семей воевала на фронте или помогала раненым хотя бы одна женщина.

Людские потери СССР были внушительными: 11 944 100 человек, в том числе 6 885 000 погибло, 4 559 000 было пленено. 13 766 000 человек пострадало в этой войне среди мирного населения, преднамеренно было истреблено оккупантами 7,4 миллиона человек, 2, 2 миллиона погибло на рабских работах в гитлеровской Германии, 4,1 миллион человек погиб от голода и невыносимых условий жизни в оккупации.

К примеру, в Белоруссии за время оккупации погибло более 3 миллионов человек, в Крыму и Севастополе – почти 200 тысяч, в Ростовской области – почти 200 тысяч, и так в каждой республики или регионе – от Прибалтики и Украины до южных регионов России, с одной стороны, или Московской области и Ленинградской, с другой. Минск, Севастополь или Ростов-на-Дону, например, за время оккупации и боевых действий были уничтожены более, чем на 85-90%. Сталинград уничтожен полностью. А это всё - до войны - очень крупные города, в них были сосредоточены важнейшие ресурсы, коммуникации, инфраструктура и, конечно, люди. Количество уничтоженных небольших городов, посёлков и деревень и вовсе исчисляется страшными цифрами.

И эти жертвы нашей стране принес не только лишь Гитлер, а объединённая под флагом нацистской свастики Европа. И об этом у европейцев сегодня не принято говорить. Наоборот, даже приветствуется искажение исторической правды.

Попытки искажения исторической правды

«Попытки искажения исторической правды не прекращаются. К ним подключились не только наследники пособников нацистов, - ещё в 2019 году предупреждал мировую общественность Президент России Владимир Путин. – Дело дошло до некоторых вполне респектабельных международных институтов и европейских структур». 

То была естественная реакция на резолюцию Европейского парламента под многообещающим названием «О важности европейской памяти для будущего Европы», которая вышла из-под пера европейских парламентариев 19 сентября 2019 года.

Но вот память у европейцев оказалась весьма избирательной. В этой резолюции Советский Союз был фактически обвинен в развязывании Второй мировой войны, наряду с национал-социалистской Германией. О других странах европейцы не посчитали нужным упомянуть.

«Вторая мировая война, самая разрушительная в истории Европы, стала непосредственным следствием печально известного Договора о ненападении от 23 августа 1939 года, также известного как пакт Молотова - Риббентропа, и его секретных протоколов, в соответствии с которыми два тоталитарных режима, задавшиеся целью завоевать мир, делили Европу на две зоны влияния» – говорится в этом документе.

Так был выбран единственно-верный курс в понимании событий Второй мировой войны и сформулирована официальная позиция правящих кругов современного европейского сообщества. Было бы неправильно соотносить целиком народы с их правительствами, и предъявлять коллективную ответственность людям той или иной национальности, мы же не националисты и уж, тем более, не нацисты.

Но в Европейском Союзе совсем другие правила и «тех, кто пытается спорить с такой ни на чём реально не основанной беспардонной ложью, заранее обвиняют в информационной войне против демократической Европы, - опять же уже три года назад предупреждал мировую общественность глава российского государства. Но наш ответ на ложь - это правда. Мы продолжим рассказывать о событиях, фактах Великой Отечественной Войны, раскрывать и публиковать архивные материалы во всей их полноте».

Национальные интересы и противоречия внутри Европы

Иногда создаётся впечатление, что современная «демократическая» Европа, обвиняя в военных или иных преступлениях Советский Союз, а с ней и Россию, искренне верит, что в 20-е – 40-е годы прошлого века, в тот самый период времени, когда Германия заключила договор о ненападении с Советским Союзом, и «делила», по их словам, европейский континент между Берлином и Москвой, а потом и сама напала на нашу страну, европейцы на Западе держали сторону нейтралитета, а европейцы на Востоке и вовсе стали жертвой амбиций и агрессии двух крупных держав.

На самом же деле, если следовать исторической правде, страны Восточной Европы также имели свои национальные интересы. Польша, которая стала независимой после развала Российской империи в 1917 году и всячески поддерживаемая Францией, но вызывавшая раздражение у британцев, развивая дух национализма и антисемитизма во внутренней политике, стала сильным фактором напряженности на европейском континенте. Не зря впоследствии премьере-министр Великобритании Черчилль называл это государство «гиеной Европы». В своей внешней политике глава польского государства Пилсудский провозгласил стремление к колониальным захватам.

В Польше торжественно начали проводить «Недели моря» — это выставки и парады под девизом «Нам нужны сильный флот и колонии!», а после и «Дни колоний», посвящённые пропаганде среди населения идей колониализма. Вызывает любопытство, что в рамках подобных мероприятий были и рабочие поездки польских политиков совместно с итальянскими коллегами в Ливию и Абиссинию – для обмена опытом.

Добавим к этому, что десятилетием ранее - 22 марта 1922 года - после короткой польско-литовской войны, которую развязали поляки, в состав Польши в одностороннем порядке вошёл Виленский край с городом Вильно (Вильнюс). В Литву он возвратится уже при советской власти в 1939 -1940 годах при непосредственной военной помощи СССР.

14 марта 1923 года Совет Послов Антанты (военно-политический союз Великобритании, Франции, России (до 1917 года) и Италии (с 1917 года) передаёт в состав Польши территории Западной Украины. Ни одно из условий, на которых Антанта приняла это решение (обеспечение равных, наряду с поляками, прав украинцев; гарантии признания украинского, как второго языка в качестве государственного; развитие украинских школ и поддержка украинской культуры и мн.др.) Польшей выполнены не были. Западная Украина станет частью Большой Украины в составе СССР только в 1939 году - с реальным признанием всех прав и возможностей для развития и национальной культуры, и национального образования, и национального языка, и всех социально-политических лифтов западных украинцев в новом для них государстве.

Ну, и 29 сентября 1938 года поляки будут участвовать в разделе Чехословакии, вместе с Германией и Венгрией, и расширят свою территорию за счёт пограничного чехословацкого города Чески-Тешин и района Заользье. Суммируя эти данные, как-то не очень вяжется с поляками образ невинной жертвы немецко-советской агрессии в указанный период времени.

Как не очень-то похожи на образ жертвы и румыны, умело воспользовавшиеся развалом Российской империи, когда в декабре 1917 года территория Бессарабии, с 1812 года входившая в состав Российской империи, была оккупирована войсками королевства. После румынами была захвачена и украинская Северная Буковина. Надо сказать, что СССР никогда не поддерживал нахождение этих территорий в составе Румынии и уже тем более был против крайне националистической правящей доктрины – «Великой Румынии». Только 27 июня 1940 года у СССР появились возможности и потребовать, и вернуть обратно эти земли: Бессарабию – в Молдавскую ССР, а Северную Буковину – в Украинскую ССР.

В середине 1918 года, воспользовавшись развалом Австро-Венгерской империи, Румыния в одностороннем порядке оккупировала венгерскую Трансильванию, которая и сегодня находится вне исторической родины в составе Румынии.

На протяжении всех 20-х и 30-х годов прошлого века Румыния то и дело предъявляла территориальные претензии то Украинской ССР, то Молдавской, но оккупировать эти территории не решалась: был велик страх перед армией СССР. Временно оккупировать желанные территории румынское государство смогло только в союзе с Третьим Рейхом во время Второй Мировой войны. Правда, потом они были освобождены советской армией и вернулись обратно в СССР.

В то же время Западная Европа (в первую очередь, Великобритания, и частично, Франция, как наиболее крупные её представители до Второй Мировой войны) рассматривали Восточную Европу, с одной стороны, как некую буферную зону между миром капитализма и первым социалистическим государством – СССР, которого они откровенно боялись. С другой стороны, как предмет для торга и уступок с другими государствами Запада, например, ставшей стремительно набирать военную силу и политический вес при Гитлере нацистской Германии и фашистской Италии при Муссолини.

Пакты и соглашения с нацистами

Началом разделения Европы на страны первого и второго сорта стали 7 договоров в швейцарском Локарно с 5 по 16 октября 1925 года, которые были, с одной стороны, призваны так или иначе упорядочить внешнеполитические вопросы в послевоенной Европе, закрепить территориальный передел, завершивший Первую мировую войну, и нормализовать отношения с побеждённой Германией.

Локарнские договоры эффективно разделили европейские границы на два сорта: западные границы (Великобритании, Франции и Италии, в первую очередь), которые по договору были незыблемыми, и восточные (для Германии и других восточно-европейских государств), в отношении которых никаких гарантий выдано не было.

В дополнение к этому Германию вынуждали заключить арбитражные договоры с Австрией, Чехословакией и Польшей, в которых немцы отказывались от военного решения любых территориальных споров. В договорах о поддержке этих стран на случай нападения немцев заявила Франция, она же выступала главным гарантом этого договора. Как покажут дальнейшие события, французы последовательно сдадут интересы всех этих государств, а потом ещё и часть французов образует коллаборацию с нацистами во время Второй Мировой войны.

Вообще, к слову сказать, появление Гитлера у власти в Германии полностью изменило военно-политическую расстановку сил в Европе.

Но смутил ли Великобританию или Францию германский антисемитизм (крайняя форма национальной нетерпимости по отношению к евреям), милитаризм (перевод экономики на военные нужды и увеличение расходов на армию и вооружение) или растущие территориальные претензии?

Совсем нет. В Лондоне считали, что нужно адресовать эту активность новой Германии на Восток, в первую очередь, против Советского Союза. С ними были согласны и США. Нацистов начали поддерживать, накачивать оружием, деньгами. В 1933 году Франция, Великобритания и Италия заключили с Германией «пакт четырёх». На следующий год с немцами подписали свой пакт поляки, он получил название «пакт Пилсудского-Гитлера». В 1935 году было заключено военно-морское соглашение между Великобританий и Германией – «морской пакт Гитлера-Болдуина (предшественник на посту премьер-министра Чемберлена). В 1936 году был заключён антикоминтерновский (коминтерн – международный союз коммунистических партий) пакт между Великобританией и Германией. В 1938 году было подписано Мюнхенское соглашение между Германией, Польшей и Венгрией по вопросу разделения между этими странами Чехословакии. Ну, а гарантирующей стороной этого документа выступили всё те же Великобритания, Франция и Италия, дав согласие на ликвидацию независимости государства чехов и словаков.

Единственным противником уничтожения Чехословакии выступил Советский Союз, пытавшийся даже послать на помощь Праге войска, чему не дали случиться поляки. В 1939 году Сталин предлагает французскому и британскому премьер-министрам Деладье и Чемберлену заключить антигитлеровский пакт, но и эти переговоры тоже не увенчались успехом – западные политики «торпедируют» их фактически в одностороннем порядке. Параллельно с этим Германия заключает двусторонние пакты о ненападении с Финляндией, Эстонией и Латвией. Появляется «Стальной пакт» между Германией, Италией и Японией.

Это лишь небольшая часть пактов и договоров, заключенных в преддверие Второй мировой войны, прежде всего, в Европе Третьим Рейхом. Уже упоминание этих документов заставляет совсем иначе посмотреть на происходящее в предвоенный период и непосредственно на обстоятельства заключения Пакта Риббентрона-Молотова. Про «секретный протокол» к нему говорить пока не имеет смысла, в силу того, что до сих пор существует немало сомнений в его подлинности.

Александр Сухарь, директор Южно-Российского центра развития парламентаризма, кандидат политических наук

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Антон Шкаплеров подал документы для участия в предварительном голосовании в Москве
Предпринимателям до сих пор неизвестно, сколько придется платить за размещение НТО
Крым и Севастополь хотят продлить упрощенный порядок госзакупок
Жидиловцы просят правительство привести единственный парк в надлежащее состояние
1407 Город
Севастополь в числе регионов, подавших заявку на ДЭГ в Единый день голосования
Департамент городского хозяйства г. Севастополя ответит за укушенного ребенка
В Севастополе попытка угона автомобиля у охранника детского сада довела до суда