О размещении летних кафе. Обсудим
0 603
На сайте севастопольского правительства опубликовано Извещение об оценке регулирующего воздействия по проекту нормативного правового акта
«Об утверждении порядка и условий размещения нестационарных объектов для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности города Севастополя, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
Необходимость его появления обусловлена тем, что 21 марта 2023 года Правительство РФ приняло Постановление «О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
Список таких объектов расширился, в него внесены, в том числе веранды для обустройства уличных кафе.
Для себя отметим, что уже второй год чиновники местного правительства не могут привести местное законодательство в соответствие с федеральным. Хотя неуклюжие попытки они уже предпринимали. Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка пытался применить в разрабатываемом ими нормативном акте признанную судом экономически необоснованной Методику определения платы за размещение летних кафе. Но эта попытка не удалась.
Департамент экономического развития Севастополя, (ДЭРС) изучив нормотворчество коллег, вынес следующее заключение:
«Департамент экономического развития города Севастополя дает отрицательное Экспертное заключение о проведении оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Севастополя «Об утверждении порядка и условий размещения на территории города Севастополя сезонных (летних) кафе при стационарных объектах общественного питания, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Предлагает разработчику доработать проект и сводный отчет с учетом замечаний, провести процедуру оценки регулирующего воздействия в отношении проекта повторно».
Уверен, что представленный для Оценки регулирующего воздействия (ОРВ), проект нормативного акта станет объектом пристального внимания, не только заинтересованных предпринимателей, но и общественных организаций, в том числе и недавно созданного при Союзе Торгово-промышленная палата Севастополя комитета по вопросам экономики и права.
Для тех, кто совсем не в курсе. Оценка регулирующего воздействия — оценка социально-экономических последствий вводимого или введённого ранее государственного регулирования для возможности отклонения или отправления на доработку нормативных актов, дающих негативный эффект.
Процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Не лишним будет напомнить правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 305-ЭС20-4513, согласно которой под экономической деятельностью понимается взаимосвязанная совокупность процессов, возникающих в результате деятельности общества, связанной с производством, распределением, обменом, потреблением ресурсов и благ, и целью которых является получение максимального положительного результата при потреблении ресурсов и благ. Понятие инвестиционной деятельности является частью понятия экономической деятельности.
На сегодняшний день у заинтересованных предпринимателей, которым предстоит руководствоваться НПА о размещении летних веранд, возникло легкое недоумение от предложенной методики определения оплаты за их размещение. Пока Методику, разработанную за 220 тысяч рублей специалистами СевГУ, трогать не будем. Её время наступит позже. Успокоим предпринимательское сообщество следующим:
В проекте НПА предполагается, что «Постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования».
Здесь чиновники выдают желаемое за действительное.
Нарушен порядок вступления НПА в силу
С июля 2020 года в Российской Федерации действует закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Статья 3 данного закона содержит общую норму следующего содержания:
«Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта».
Прямой смысл проявить активность, и написать об этом в рамках проведения ОРВ. Если разработчик НПА не отреагирует на замечание, значит надо обращаться в прокуратуру.
Кстати для общественных организаций это прекрасный повод напомнить Законодательному Собранию Севастополя, и лично его председателю, о необходимости принять на региональном уровне соответствующий закон. Впрочем, это вряд ли сработает. В этом плане заксобрание напоминает ватную стену, сколько не стучи, не услышат. Если почти за четыре года не смогли принять, то в оставшееся для их каденции недолгое время, скорее всего этот вопрос они не осилят.
Итак, первое, на что обращаем внимание это на порядок вступления НПА в силу.
Коррупциогенный фактор
Читая дальше текст проекта НПА, видим следующее определение:
«Сезонное (летнее) кафе предприятия общественного питания (далее – объект) – временное сооружение или временная конструкция, установленная и оборудованная в соответствии с Порядком и предназначенная для дополнительного обслуживания питанием и отдыха, непосредственно примыкающая к капитальному зданию, строению, сооружению или находящаяся в непосредственной близости от здания, строения, сооружения, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг общественного питания предприятием общественного питания».
Мы вправе задать вопрос разработчиком, как понимать выражение «находящаяся в непосредственной близости от здания…».
Согласно старинной русской пословице: «Для бешеной собаки семь вёрст — не крюк», а для кого-то пройти лишних пять шагов по квартире, в поисках пульта для телевизора – проблема. Где искать золотую середину.
Если вернуться к обсуждаемому нами НПА, то так называемая «непосредственная близость» является объектом усмотрения чиновника. Принимающего решение о выдаче или отказе в выдачи разрешения на размещения летней веранды. При абсолютно одинаковых условиях один хозяйствующий субъект может получить разрешение, а другому будет отказано.
Согласно «Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», задачей которой является установление правовой корректности проектируемых и действующих НПА, препятствие и снижение коррупционных рисков, которые могут быть заложены в нормах права, такая норма называется коррупциогенной, а значит недопустимой
«Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил».
Кто может обратиться за разрешением?
В проекте НПА указано:
Заявитель – индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица, являющийся собственником (правообладателем) стационарного предприятия общественного питания, при котором размещается объект.
Если следовать мнению разработчиков, то с заявлением о получении разрешения может обратиться только руководитель, который одновременно является собственником стационарного предприятия общепита. Как известно, собственник и руководитель юрлица не всегда совпадают в одном лице.
Очевидно, что данная норма нуждается в корректировке.
Несколько слов о Методике
Методика расчета платы за размещение нестационарных объектов для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания» является Приложением № 2 к обсуждаемому НПА.
Формулу расчета приводить не буду, с ней легко ознакомиться самостоятельно, остановлюсь на пункте 5, в котором указано:
«Крент(бизн) - показывает превышение доходности заявителя над размером ключевой ставки, которая характеризует доходность финансового актива, и рассчитывается как частное средней (за три предшествующих года) рентабельности продаж, соответствующей виду деятельности заявителя по ОКВЭД 2 (в процентах) к средней (за три предшествующих года) ключевой ставке Банка России (в процентах)».
Из данной нормы совершенно непонятно, каким именно документом должен быть подтвержден коэффициент рентабельности бизнеса. Может это обычная бухгалтерская справка, но может Уполномоченный орган потребует аудиторское заключение. Во втором случае мы видим дополнительные затраты предпринимателей.
Кроме того, установлен трехгодичный срок расчета рентабельности продаж. Таким образом, от ведения предпринимательской деятельности связанной с открытием сезонных кафе, изящно, но необоснованно отсекаются предприниматели не имеющие указанного стажа.
Это обстоятельство тоже необходимо указать во время проведения ОРВ.
То, что я написал, не является руководством к действию, а лишь рекомендация проявлять активность, посоветоваться со своими юристами и вступить в легальный, цивилизованный диалог с властью.
А4 всегда готово помочь.
Если статья оказалась полезной, или напротив, возникли вопросы и/или возражения, пишите в наш адрес, который опубликован на сайте издания.
Борис Колесников.
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0