12 С° Дождь
Лента новостей

Несколько фактов об адмирале Александре Колчаке

Отдавая дань уважения историческим личностям прошлого,  мы не умалчиваем о неоднозначных поступках тех, кого принято называть героями, и о поступках, которые заслуживают уважения, тех, кого история причислила к врагам.

Сегодня, в день ста сорока шестилетия со дня рождения, мы вспомним об адмирале Александре Васильевиче Колчаке. Вспомним не просто так. Его жизнь была связана с Севастополем.  С 1916 по 1917 вице-адмирал Колчак командовал Черноморским флотом, будучи самым молодым командующим флотом, среди флотоводцев воюющих в Первой мировой войне держав.

Вокруг непростой исторической фигуры, каковой являлся Александр Колчак,  кипят страсти. Это неудивительно, учитывая, что в советское время личность Александра Васильевича была окружена рядом вымыслов, а многие факты из его биографии остались неизвестными широкой публике.

Заглянем в «Морской биографический словарь», изданный в 1995 году под редакцией И.В. Касатонова.

«Видный деятель русского флота, военно-морской теоретик, исследователь Севера. Участник русско-японской войны. За храбрость награжден золотым оружием. Участвовал в создании Морского Генерального штаба. Командовал минной дивизией Балтийского флота. С 1916 по 1917 гг. — командующий Черноморским флотом».

Несколько фактов  об Александре Колчаке.

Неизвестный ученый

Александр Васильевич был выдающимся океанографом, гидрологом и географом. Наблюдение за состоянием океанов и морей он начал вести, служа на боевых кораблях еще молодым офицером.

Главным научным интересом Колчака стало исследование Северного морского пути, это был кратчайший путь из европейской части страны на Дальний Восток.

Колчак принимал участие в нескольких экспедициях, в том числе и вместе с известным полярным исследователем Эдуардом Толлем. Тот отозвался о своем молодом коллеге так:

"научная работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудности соединить обязанности морского офицера с деятельностью учёного". Он назвал в честь Колчака один из открытых островов и мыс в Таймырском заливе.

Когда Толль пропал в 1902 году, Колчак снарядил экспедицию, и в сложнейших условиях крайнего Севера предпринял многомесячные поиски своего товарища, к сожалению, безрезультатные. При этом он описал неизвестные земли, уточнил очертания берегов и внес уточнения в природу льдообразования.

С научной точки зрения рейд был оценен как географический подвиг. Материалы его полярных экспедиций были столь обширны, что специальная комиссия Академии наук работала над ними вплоть до 1919 года.  Своими работами, в частности, книгой "Лед Карского и Сибирского морей", Колчак  заложил основы учения о морских льдах.

Русское географическое общество высоко оценило научную деятельность учёного, вручив ему высшую награду «Золотую Константиновскую медаль». А. В. Колчак стал самым молодым из полярных исследователей, которые удостоены этой высокой награды.

и Сибирского морей", Колчак  заложил основы учения о морских льдах.

Титульный лист монографии А. В. Колчака Лёд Карского и Сибирского морей

 

Наградное оружие адмирала.

12 декабря 1905 г. Колчак был «пожалован за отличие в делах против неприятеля» под Порт-Артуром золотой саблей с надписью «За храбрость».

С Георгиевским оружием адмирала Колчака связана история, впоследствии вошедшая в легенду. Как известно, в смутные дни 1917 г. Черноморский флот, в отличие от Балтийского гораздо дольше сохранял дисциплину и порядок, но пагубное влияние большевистской агитации к лету 1917 г. стало проявляться и здесь. В ночь с 5 на 6 июня на матросском митинге было принято решение отобрать личное оружие у офицеров, а у некоторых произвести обыски, что и было осуществлено на следующий день.

Когда очередь дошла до флагманского линкора командующего черноморским флотом адмирала А. В. Колчака, то он собрал команду своего корабля и произнес речь, в которой заявил, что подчиняется решению, относительно сдачи оружия, но считает нужным сообщить, что даже японцы в Порт-Артуре не взяли его заслуженную в боях Георгиевскую саблю. При этих словах Колчак снял свое оружие и бросил его в море. Так свидетельствует очевидец этих событий, служивший впоследствии в Красном флоте, А. П. Платонов.

Об этом факте много писали и в советской и в эмигрантской литературе, пишут и сейчас. Причем очень часто красивая легенда обрастает массой домыслов, порой почти что бредовых, вплоть до версии, что адмирал переломил саблю через колено или утверждение, о том, что позже сабля была выловлена из воды и возвращена Колчаку. Вызывает некоторые сомнения и сама фраза адмирала по поводу японцев, ведь наградное оружие он получил уже после возвращения из плена. Не всем известен тот факт, что Георгиевское оружие все же вернулось к Колчаку в виде Георгиевского кортика, поднесенного адмиралу Союзом офицеров армии и флота. Кортик был поднесен вместе с адресом следующего содержания:

 «Глубокоуважаемый Александр Васильевич! Пользуясь случаем поднесения Вам от имени союза офицеров армии и флота оружия храбрых, дань наивысшего воинского уважения, просим принять наш искренний привет и выражение чувства глубокого уважения и признательности за Ваш мужественный и истинно гражданский поступок, который должен служить примером для всех воинов нашей дорогой, горячо любимой свободной Родины».

Вот как описывает эту историю другой источник:

"Группа мятежников вошла в каюту к Колчаку, чтоб забрать у него оружие. Колчак прогнал их. «Зачем ему сабля? Висит в шкафу! – недоумевали матросы, - надевает ее только на парадах. Для парадов мы будем ее отдавать». Адмирал поднялся на палубу, подошел к борту около трапа. Вся команда флагманского корабля «Георгий Победоносец» замерла.

В полной тишине Колчак снял с себя золотую Георгиевскую саблю с гравировкой «За храбрость», высоко поднял над головой, пронзительно глянул в синюю морскую даль, произнес дрогнувшим голосом: «Это оружие храбрых дало мне море, пусть оно его и получит», и с широким размахом бросил саблю за борт.

Матросы были обескуражены поступком адмирала. Они знали его как честного мужественного военачальника, не раз ходившего с ними в боевые походы, смотревшего смерти в глаза, уважали его. Они знали, что Колчак получил золотое оружие за храбрость еще в русско-японскую войну. Морс
кие водолазы, опустившись на дно, подняли из пучины Георгиевскую саблю. Делегация корабля вручила ее адмиралу."

Как было на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

Адмирал Колчак и лейтенант Шмидт.

После подавления восстания на крейсере «Очаков», его руководителей, лейтенанта П.П. Шмидта, кондуктора С.П.Частника, машиниста А.И.Гладкова, комендора Н.Г.Антоненко , 6 марта 1906 года, по приговору суда расстреляли на острове Березань.

В мае 1917 года, по приказу командующего Черноморским флотом, адмирала Колчака останки казненных революционеров были доставлены в Севастополь  на посыльном судне «Принцесса Мария».

Когда корабль входил в бухту, все корабли Черноморского флота приветствовали его салютом и приспустили кормовые флаги, оркестры играли «Коль славен…». На флагманском корабле был поднят сигнал: «Вечная память борцам за свободу, павшим в 1905 году». 8 мая 1917 года подпоручик саперной роты Е.П.Шмидт приехал в Севастополь и участвовал в торжественном перезахоронении останков отца в сквере Покровского собора.

Похороны превратились в демонстрацию, участники которой шли одновременно под церковными хоругвями и красными флагами. И первым, за гробом лейтенанта Шмидта шел адмирал Колчак. Более того, после похорон, адмирал, распорядился присвоить имя Шмидта офицерскому клубу. Так же был создан Фонд имени лейтенанта Шмидта.

Последняя любовь русского адмирала

Анна Васильевна Тимирева — дочь выдающегося русского дирижёра и музыканта В. И. Сафонова. Анна родилась в Кисловодске в 1893 году. Адмирал Колчак и Анна Тимирева встретились в 1915 году в Гельсингфорсе. История любви с адмиралом Колчаком до сих пор вызывает восхищение и уважение к этой русской женщине.

Любовь и преданность заставили её пойти на добровольный арест,  вслед за своим возлюбленным. Бесконечные аресты и ссылки не смогли уничтожить нежные чувства, она любила своего адмирала до конца жизни. Пережив расстрел адмирала Колчака в 1920 году, Анна Тимирева ещё долгие годы находилась в изгнании. Лишь в 1960 году она была реабилитирована, проживала в столице. Умерла Анна Васильевна 31 января 1975 года.

 

Командовать расстрелом буду я.

 

Камера, где находился Верховный правитель. г.Иркутск
Камера, где находился Верховный правитель. г.Иркутск

 

 

О моменте расстрела А. В. Колчака была сложена легенда, возможно, что так и было на самом деле. Когда его вместе с В. Н. Пепеляевым вывезли на р. Ушаковка, Колчак спросил Чудновского  «Кто Вы по званию»? Он ответил «Я комиссар». Тогда адмирал сказал, «Вы знаете, в русской армии нет такого звания, а командовать экзекуцией над старшими офицерами могут только равные по званию». И Чудновский якобы спросил, а «И что же вы предлагаете-то?» На что Колчак ответил «Командовать расстрелом буду я, как старший по званию». Все опешили, в том числе и Чудновский. Пока расстрельная команда строилась, адмирал пел свой любимый романс «Гори, гори моя звезда». Допев, прямо глядя на своих палачей, скомандовал «Пли!»… Возможно это всего лишь красивая легенда.

Но почему-то подобные легенды складывались о таких людях как Колчак, а не о тех, кто его расстреливал…

Верховного правителя?

Памятник Колчаку г.Иркутск
Памятник Колчаку г.Иркутск

 

A4 Авторская колонка Все публикации автора
Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Антон Шкаплеров подал документы для участия в предварительном голосовании в Москве
Предпринимателям до сих пор неизвестно, сколько придется платить за размещение НТО
Крым и Севастополь хотят продлить упрощенный порядок госзакупок
Жидиловцы просят правительство привести единственный парк в надлежащее состояние
1422 Город
Севастополь в числе регионов, подавших заявку на ДЭГ в Единый день голосования
Департамент городского хозяйства г. Севастополя ответит за укушенного ребенка
В Севастополе попытка угона автомобиля у охранника детского сада довела до суда