Уполномоченные размышления
0 1456
В скором времени, вероятно, сразу после нового года, нашим депутатам предстоит избрать местного Уполномоченного по правам человека, и как выясняется и Уполномоченного по защите прав предпринимателей, вместо досрочно сложившего полномочия Тимофея Смирнова.
В Севастополе действуют трое уполномоченных, призванных на государственную должность защищать права человека, права предпринимателей и права ребенка.
К сожалению, приходится констатировать факт, что возложенных надежд уполномоченные не оправдали. Их голос не стал весомым в обществе. Вероятно, не все знают, чем занимаются эти правозащитники.
Кандидатуры для избрания на должность уполномоченного по правам человека, предложенных заксобранию, у многих вызвали удивление. Предложенные кандидатуры не проявили себя как защитники прав, хоть вероятно, обладают положительными человеческими качествами, раз решили попробовать себя на этой непростой ниве.
Опрошенные нами депутаты подходят к вопросу избрания уполномоченных, примерно, так: «Какая разница кто? Возьмут себе в аппарат кого надо и будут работать».
На наш взгляд, защитник прав, это не только диплом, дающий право именовать себя правоведом или публицистом, это еще и определенный кругозор, специфическое мировоззрение.
Очень точно охарактеризовала понятие «правозащита» одна из самых ярких, узнаваемых фигур этого движения, Лидия Графова:
«Правозащита — это когда понимаешь, что сделать ничего нельзя, но все-таки делаешь»- сказала она в одном из интервью в 2009 году.
Давайте для наглядности посмотрим на разницу взглядов чиновника и правозащитника. Не пугаясь, что в качестве чиновника примера чиновничьего мировоззрения выступает Президент.
10 декабря, в Международный день прав человека Президент встретился с членами Совета по правам человека и развитию гражданского общества. Такие ежегодные встречи - прекрасная возможность членам Совета напрямую поговорить с Президентом, задать волнующие вопросы и получить ответы.
Член Совета Евгений Николаевич Мысловский, обращаясь к коллегам и Президенту, сказал:
В обществе ускоренно распространяется мнение: то, что сейчас творится в судах, трудно назвать правосудием. Суды превратились в жалкий придаток предварительного следствия…Причём на это мнение не влияет официальная статистика. Следствием очень широко стали применяться методы, которые я бы назвал процессуальным терроризмом, иными словами, усердие не по разуму.
Сложилось стойкое убеждение, что существующая система контроля в уголовно-судебном производстве, то есть так называемые встроенные в УПК процессуальные фильтры не способны обеспечить надлежащий контроль за правосудием… И сейчас единственным внешним сторожем, к сожалению, является Европейский суд по правам человека».
Стенограмму заседания можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Владимир Путин, поблагодарив выступающего, сказал: «Вам спасибо большое, что обратили на это внимание. Я многие вещи пометил, на которые сейчас публично не отреагировал».
Фраза Президента прозвучала более, чем обнадеживающе.
Далее Президент продолжил:
«Вы сослались на работу Европейского суда по правам человека. Но другой институт, не менее уважаемый – Комиссия по эффективности правосудия при Совете Европы – совсем недавно в своём докладе указала на то, что российская система правосудия является одной из самых эффективных в мире, в Европе во всяком случае. Это её оценки, совсем недавно на сайте вывешены».
Президент абсолютно прав. Еврокомиссия по эффективности правосудия, действительно высоко оценивает нашу судебную систему Эта комиссия, как и Европейский суд по правам человека, является органом Совета Европы. Поэтому ее мнение, безусловно, весомо.
Но есть одно, но… Комиссия оценивает эффективность правосудия, доступа к нему с точки зрения инфраструктуры.
Европейская комиссия подсчитала количество профессиональных судей в разных государствах. В среднем на 100 000 человек приходится 21,4 служителя Фемиды (в России – 15,1 на 100 000 человек). Отчет показал, что число женщин среди судей растет, но юридическая профессия остается преимущественно мужской. Европейская комиссия впервые изучила технологичность судов. Для этого оценивала эффективность применения ими цифровых технологий. Россия в этом рейтинге показала высокий результат. При среднем показателе в 6,11, у нашей страны 8,81.https://pravo.ru/news/227216/
А вот справедливость решений судов и их соответствие общепризнанным нормам международного права комиссия не оценивает и оценить не может.
Получается, что эффективность судебной системы правозащитник и Президент оценивают с несколько разных позиций. Причем, оба совершенно правы.
Если вернуться в местные реалии, то Уполномоченный должен настойчиво поднимать вопросы защиты прав граждан, бить в колокола, добиваться решения, не дожидаясь, когда к нему придет измученный хождением по чиновничьим кабинетам, очередной проситель.
Возьмем пусть не самый важный для большинства жителей города, но яркий пример.
В соответствии с Указом Президента, в городе создана региональная комиссия по помилованию. Заместителем председателя этой комиссии является нынешний уполномоченный по правам человека Павел Буцай https://sev.gov.ru/docs/257/71376/.
Глава комиссии в соответствии с Указом Губернатора – Татарчук Владимир Владимирович, на момент назначения на должность исполнял обязанности вице-губернатора.
Татарчука уже без малого два года в городе нет. Он не работает в Правительстве Севастополя. Другой председатель, за все время, не выбран и не назначен, а это значит, что комиссия существует лишь на бумаге. Напомним, что речь идет, ни много ни мало, о гумманизации уголовно-исправительной системы.
Но, к счастью, большинство из нас, далеки от тюремных решеток. А вот вопрос дистанционного образования - это уже многим ближе. Давайте представим, что в семье два или три школьника. Каждому нужен компьютер. Не каждая многодетная семья может потянуть такие непредвиденные расходы. Сейчас в заксобрание внесен проект бюджета Севастополя на следующий год. Но мы пока не слышим выступлений уполномоченного по правам ребенка по этому вопросу. Ее предложений скорректировать бюджетные расходы в целях обеспечения дистанционного обучения детей из малообеспеченных семей.
Кроме восстановления нарушенных прав и свобод, уполномоченные обязаны заниматься просветительской по вопросам прав и свобод человека. Необходимо противостоять имеющему сегодня место тренду, когда социальная справедливость как явление, представляющее особую значимость для человека в системе социальных и экономических прав, несколько уступила место процессуальной справедливости.
Проблем и вопросов, в которые должен быть погружен уполномоченный десятки, если не сотни. Нам остается только пассивно наблюдать и надеяться, что вновь избранные депутатами Уполномоченные окажутся на своем месте и смогут оживить вверенные им направления работы.
Специально для А4 Алексей Корнет
На фото Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Севастополе, Тимофей Смирнов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Есть Ваша точка зрения, пишите на наш е-mail: sevastopol@a4.news
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0