10 С° нет
Лента новостей

Позывной «Вкусняхи едут»: севастопольские волонтеры  за ленточкой

Волонтерская группа «Поддержим наших» хорошо известна среди других волонтёрских групп. Они собирают все тоже самое, что и все, и везут туда же, куда и все. Но их бесспорное преимущество - они регулярно ездят за ленточку сами и стараются доставить посылки туда, куда нельзя ездить. А попутные машины на СВО пользуются спросом. Из трех десятков волонтерских групп только 5-6 отвозят сами. Поэтому чаще всего куратору группы Юле Кулешовой пишут и звонят с вопросом: «Возьмете нашу коробочку?». Последний раз группа доставляла вместе со своим грузом пасхальные куличи, приготовленные движением «ПОЛЕВАЯ КУХНЯ СВО 2022» и освещённые севастопольским батюшкой.

Каждый раз, разговаривая с волонтерами, пытаюсь определить то общее качество, которое их объединяет. То самое, которое заставляет вырваться из привычного образа жизни и все свободное время и деньги тратить на сбор вещей для СВО. По своей инициативе, не по велению партии или руководства. Но нет, все тщетно. Нет этого волшебного общего «нечто». Они все абсолютно разные. Занятые и безработные, семейные и одинокие, состоятельные и небогатые, местные и приезжие, все разных профессий.

Юля - волонтёрит с 2014 года, собирала вещи для малоимущих. С марта 2022 направленность внезапно поменялась.

«Все началось с генератора. У меня «пропал» знакомый военный. Пропал со связи с февраля, телефон отключен, не могу дозвониться. Я сообразила написать ему на электронную почту. Через некоторое время он ответил. Оказывается, он в разведроте, их направили на передний край, там связи нет. Пишет: нужен генератор, сможете достать?»

В тот момент на генераторы был ажиотаж, нужную модель удалось найти в Хабаровске. Нужен был маломощный и бесшумный, для зарядки небольших устройств. Чтобы отправится на боевое задание, генератор прибыл за 10 тысяч км. Его до разведчиков из Севастополя уже с оказией довез военнослужащий, который возвращался из отпуска, на военном транспорте.

«Почему мы ездим? Это самый лучший способ доставить быстро и точно, - говорит Юля. - Груз через военные части отправляется, все в порядке, но надо долго ждать машину, идущую в нужном направлении. Может месяц пройти. А ребятам нужно еще вчера. И пока машину ждать, они могут несколько раз дислокацию поменять. Груз могут привезти туда, где их давно нет».

Поэтому следующую партию помощи для разведчиков повезли уже сами. На термобелье, спецтехнику помогли собрать близкие родственники и знакомые. Потом решили создать группу в ТГ – что-то вроде семейного чата, куда родственники приглашали друзей и знакомых, а те - своих друзей. И понеслось. Сейчас в группе около 1000 человек. По духу общения он так и остался семейным чатом, только семья чуть-чуть увеличилась.

- Юля, у вас много свободного времени, которое позволяет ездить? – спрашиваю.

- Ну как, много времени. Так же, как и у всех. Выкраиваю возможности. У меня ИП, производство упаковки. Не всегда нужно присутствовать при процессе, я поручаю, решаю удаленно. Ну и производство – там мужская работа.

Вот так, избегая мужской работы, Юля нашла себя в поездках за сотни километров по плохим дорогам с коробками помощи для бойцов. Ее постоянный штурман – Оля – выкраивала время на поездки в работе на пункте выдачи интернет магазина – до того, как вышла в декретный отпуск.

С осени часто сопровождающими груза стали ездить Ирина со Степаном Резуники, соседи по улице. Это семейство достаточно известное в Севастополе. С 2014 года они активно помогали беженцам и жителям Донбасса, а в 2019 году Степана даже арестовали на бывшей границе украинские власти и полгода держали в СИЗО по подозрению в участии в «незаконных вооруженных формированиях».

Весь этот год, начиная с первого генератора, ездят регулярно раз в 7-10 дней, чередуя Херсонское, Донецкое, Запорожское направление. Сначала ездили только на своей легковой машине, потом – на двух, а со временем участники семейного чата стали давать в пользование заправленную «Газель» с водителем. Водитель грузовичка в последней поездке – Виктор Олегович - поразил девушек своей стойкостью. За рулем больше суток: выехали в 4 утра и приехали в три ночи следующего дня. Несмотря на усталость, все погрузки и разгрузки он находился в кузове и помогал разгружать.

«Сначала возили все всем подряд, без разбору, - говорит Юля. - Нас передавали из рук в руки по сарафанному радио. Потом стали подходить более избирательно – в первую очередь обеспечивать потребности тех, кто стоит на первой линии. Их «нужно срочно» по смыслу сильно отличается от «нужно срочно» расположенных дальше в тылу, где есть связь, интернет и возможность купить что-то самостоятельно».  Так, в одной из поездок «Поддержим наших» нашли подразделение, к которому за семь месяцев не доехал ни один волонтер. Вышли на них уже после передислокации с передовой. Спрашивают: «Есть такая-то техника, нужно?». Те отвечают: «Да, нужно. Но если есть возможность, везите дальше, передним оно нужнее. Мы можем и подождать».

С преодолением блокпостов у волонтеров проблем никогда не возникало. Когда военным объясняли, куда и зачем, без проблем пропускали. И сложилась традиция - на каждом посту передавать сигареты, сладости, бытовые мелочи. Это не основной груз, но совершено необходимый как символ поддержки и внимания от Севастополя. Многие на блокпостах уже узнают, издалека приветствуют «О, вкусняхи едут».

Зато сложности возникали со связью, грязью и ориентированием на местности. В первые поездки пропажа связи еще была неожиданностью. 

«Когда до позиции оставалось 40 км, мы поняли, что не знаем куда ехать. Сотовая связь пропала, уточнить у ребят нет возможности. Даже не сообщить им, чтобы выехали, встретили. Да и не всегда бывает возможность встретить. Знаем только позывные. Доехали до ближайшего блокпоста, объяснили ситуацию. Вспомнили все, что знали про дислокацию, где какой пригорок, где высокая береза, назвали позывные. С блокпоста связались с командиром другого подразделения, тот понял про кого речь, но где они точно размещаются, тоже сказать не смог. Провели целое расследование. В конце концов, доехали, чему встречающие были очень-очень удивлены», - вспоминает Юля.

С тех пор отсутствие связи воспринимается как данность и при планировании поездки рассчитывается, что ее не будет. Самый верный способ- договорится о встрече в знаковой точке в точное время и перегрузить помощь в машину военных. Впросак с нахождением мест дислокации попадают не только волонтеры, но и сами военнослужащие. Как-то посылки, предназначенные для морпехов 810 бригады, долго пролежали на позициях танкистов. Потому что морпехи стояли там раньше, а когда машина в/ч доехала, уже переместились. «Ну, вы там мимо будете проезжать, заберите», - попросили волонтеров. Когда девушки оказались у танкистов, поняли, что горячее желание помочь не позволило учесть нюансы технического задания: посылок было на две волонтерские машины. Пришлось все распаковывать и набивать все свободное пространство машины и ее поверхности. Чтобы освободить место, часть своего съедобного груза отдали в дар танкистам.

Кроме военных, группа «Поддержим наших» помогает нескольким семьям мирных жителей. Помощь для одной семьи попросили военные. Они дислоцировались неподалеку от маленькой деревушки в три двора. В одном из домой обнаружились старики и трое их внуков от 5 до 10 лет. Не известно, куда делись их родители, но семья находилась в бедственном положении: впроголодь, одежда изношена, нет теплой обуви, дети болели. Семье собрали вещей, лекарств, еды. Рассказывали, когда мальчик увидел коробку с овсянкой, он прыгал от радости: «Это моя любимая каша!».

Когда волонтеры ездят на Донецкое направление, то приходится ночевать в Мариуполе. Там живет еще две подшефных семьи. Однажды Ирине рассказали знакомые беженцы, что в Мариуполе терпит бедствие Лена, их соседка по улице. Прямым попаданием снаряда разбило ее дом, сгорели все вещи. Она с ребенком вынуждена выживать в маленькой летней кухне на участке, практически без средств к существованию.

Еще одна подшефная - Наталья – тоже житель Мариуполя, живет с сестрой и дочерью. Из семьи их осталось только трое. Ее родители пропали без вести почти года назад, когда вышли за гуманитарной помощью в район завода Ильича. Что с ними случилось - не известно, тела не найдены.  «Наша главная цель - все-таки военные, - говорит Юля. - Собрать машину вещей для детей легко, за пару часов навезут. Но нам нужно ценное место в машине потратить на жизненно-важные вещи, которые сохранять жизнь наших ребят. Трагических историй мирных жителей, там, к сожалению, очень много».

Недавно в Севастополе был создан волонтерский координационный совет при штабе Черноморского Флота, в попытке систематизировать многочисленное волонтёрское движение. Это давно пора было сделать: взаимодействие необходимо. Собравшись, волонтеры сразу смогли определить «излюбленные» подразделения и тех, про кого просто забыли. Обсудили, где лучше доставать некоторые дефицитные вещи. И, что не может не радовать, сошлись во мнении, что по информации от военных, ситуация с обеспечением стала гораздо лучше, чем в первое время.

«Собрать волонтеров вместе надо было еще раньше. Если работать вместе, то эффект будет больше, и не будет такой ситуации, что каждый тянет одеяло на себя. Поэтому кому-то достаётся все, а кто-то сидит на сухпайке. Хорошо, что мы общаемся и знаем, кто куда ездит».

Фото обложки и материала: Ю. Кулешова

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Следователи проверяют обстоятельства обрушения потолка в многоквартирном доме Инкермана
Документ исключительной важности - Павел Буцай
За срыв сроков ремонта театра им.А.В.Луначарского просят 5,5 млн рублей
В Севастополе ушел из дома и не вернулся 12-летний подросток
Специалистами «Севастопольэнерго» в Севастополе уже заменено 827 коммутационных аппаратов
В Севастополе военные прокуратуры начали консультировать о призыве
В Севастополе продолжается ликвидация несанкционированной свалки «Трензина балка»
Прокуратура Севастополя добилась выплат родственникам погибших участников СВО