«Сладкая грамота» полковника Максимова
0 4359
Новый год неизменно ассоциируется с разными сладостями, но прежде всего с конфетами. Ну кто из нас в детстве не получал свой конфетный подарок на новогодней елке от Деда Мороза или от мамы и папы, когда они приносили его с работы. Когда кто-то разворачивает шоколадные конфеты, шурша обертками, у меня в воспоминаниях разворачивается совсем другая «сладкая» история.
Дед моего прадеда, Георгия Николаевича Максимова, был самым настоящим кондитерским магнатом. Но продукцию «Торгового дома братьев Максимовых» могли позволить себе люди с разным достатком – сорта кондитерских изделий были недорогими.
Привожу выдержки из воспоминаний прадеда Георгия Николаевича Максимова (1894-1980):
«Дед мой, Константин Павлович Максимов, был состоятельным человеком, совладельцем кондитерской фабрики, выпускавшей свою продукцию под фирмой «Торгового дома братьев Максимовых». И он сам, и оба его брата – Николай Павлович и Александр Павлович – как по состоянию, так и по родственным связям, принадлежали к именитому московскому купечеству. Их фирма вела оптовую торговлю преимущественно недорогими сортами кондитерских изделий с провинцией и имела постоянное отделение в Нижнем Новгороде (г. Горьком).
Кондитерская фабрика – по теперешним масштабам она была невелика – размещалась на Большой Алексеевской улице (ныне Большой Коммунистической), ближе к Рогожской площади. Представительство фирмы или «магазин», как оно именовалось по тогдашней терминологии, находилось в собственном домовладении на Варварке, центре торговой Москвы; неподалеку, в торговых рядах, имелась еще и «лавка», где свершались операции по закупке и продаже сырья, употребляемого в кондитерском производстве. Владельцы предприятия проживали на Большой Алексеевской. В особняке при фабрике – братья дедушки, в другом особняке по соседству с фабрикой, в смежном домовладении, – сам дедушка со своей многочисленной семьей. Дача в Сокольниках на Поперечной улице являлась его личной собственностью».
Должна сказать, Варварку без преувеличения можно назвать самой интересной улицей Москвы. В Москве 17 века Варварка пользовалась репутацией самой дорогой и роскошной улицы, такой, какой затем стала Тверская. Варварка долгое время была самой оживленной торговой улицей города.
«Нередко зимой в сумерки мы с братом оставались у себя наверху с матерью. Я уже чуточку овладевал грамотой, пользуясь, главным образом, не совсем обычным пособием: печеньем, выпускаемом в виде букв, кондитерской фабрикой «Эйнем и КО». Складывая из этих букв свое и брата имена, «папу», «маму», я попутно изрядное количество своего пособия отправлял в рот. Печенье было превкусным! Мать корректировала мою «работу» по части самообразования, причем мне частенько приходилось выслушивать от нее советы, не портить себе желудок усердно поглощаемой грамотой. Каюсь, что мне приходилось иногда украдкой лазить за «грамотой» в зеркальный шкаф в родительской спальне, куда она от меня пряталась», – вспоминает прадед.
Здесь я поясню, что кондитерская фабрика «Эйнем и КО» принадлежала Фердинанду Эйнему, который в 1851 году открыл небольшую кондитерскую лавку на Арбате (дом 30 на углу Большого Николо-Песковского переулка) и стал отцом плиточного шоколада в России, наладив его производство. «Эйнем разбогател во время севастопольской войны, когда взял на себя и с замечательной честностью выполнил подряд по поставке сиропов и варенья для раненых», — напишут позже в одной из газет. Во многом дальнейший успех шоколатье и партнеров зависел от покупки кондитерами фабрики на Софийской набережной, которая открылась в 1871 году. Сейчас мы ее знаем как «Красный Октябрь» с дизайнерскими магазинами и фешенебельными клубами.
Георгий Николаевич, мой прадед, оставил после себя подробные мемуары, которые легли в основу книги «О минувшем и пережитом». Последующая судьба и прадеда, и всей нашей семьи навсегда была связана с Севастополем и Крымом. С ноября 1934 года Георгий Николаевич Максимов, военнослужащий флота, назначен начальником медицинского отделения Севастопольского военно-морского госпиталя. Дальнейший послужной список включает также следующие должности: начальник войскового лазарета 106-й авиабригады (Севастополь, апрель 1936 – май 1938 гг.); начальник медицинского отделения военно-морского госпиталя Черноморского флота (Севастополь, май 1938 – февраль 1939 гг.); помощник начальника по медицинской части санатория ВМФ (Одесса, февраль 1939 – август 1940 гг.); помощник начальника по медицинской части туберкулёзного санатория ВМФ (Ялта, август 1940 – октябрь 1941 гг.). Со слов Георгия Николаевича, в ноябре 1941 года он должен был сопровождать эвакуацию раненых Севастопольского госпиталя на Кавказ на санитарном транспорте «Армения», но неизвестным причинам не попал на этот корабль, который был потоплен немцами.
После освобождения Крыма в 1944 году Георгия Николаевича назначают главным врачом Ялтинского туберкулезного санатория ВМФ. В сентябре 1945 года ему присваивают звание полковника медицинской службы, а в декабре 1946 года назначают на должность помощника начальника по медицинской части Ялтинского Центрального клинического санатория № 3 Вооруженных сил СССР для открытых форм туберкулеза.
СПРАВОЧНО ОТ РЕДАКЦИИ:
В 2013 году семья Ивановых издала книгу «О минувшем и пережитом». Издание представляет собой сборник воспоминаний полковника медицинской службы Георгия Николаевича Максимова, посвятившего большую часть жизни службе на российском флоте, и отражает события его личной жизни, относящиеся к концу XIX – началу XX века.
Воспоминания написаны легким, живым языком и представляют интерес для всех, кто интересуется историей отечественной медицины, российского флота и в целом российской историей. Книга подготовлена к печати по рукописи Г. Н. Максимова его внуком, А. С. Ивановым, составившим подробные примечания.
Мария Тельнова (Иванова)
Фото обложки: Убранство дома на Клязьме, где проживала семья Максимовых © А4 НОВОСТИ / Из архива семьи Ивановых
Главная новость по теме
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0