11 С° нет
Лента новостей

Блистательный век. Скандал в благородном семействе. Ах, Одесса

В Крыму фамилия графа Воронцова известна всем. Дворец, который он построил на южном берегу, является одной из архитектурных  жемчужин полуострова.

Воронцовский дворец в Крыму

Во время проведения Ялтинской конференции, в феврале 1945 года, в нем размещалась резиденция Уинстона Черчилля. Английский премьер, то ли в шутку, то ли всерьез предлагал Сталину продать ему  дворец. Естественно, получил отказ.

Воронцовский дворец в Крыму

Граф Михаил Воронцов

Воронцов Михаил Семенович. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сам Михаил Семенович Воронцов - герой Отечественной войны 1812 года, сын известного дипломата екатерининской эпохи, блестяще образованный человек. Его мама – Екатерина Алексеевна Воронцова, дочь прославленного адмирала Алексея Наумовича Сенявина. Крёстной матерью была  лично Екатерина Великая.

В битве под Бородином,  несмотря на огромные потери (к концу боя в строю оставалось 300 человек из 4 тысяч), находясь во главе дивизии, получил в рукопашном бою штыковую рану

Отправляясь на излечение, он  отказался от эвакуации имущества из своего богатейшего дома на Немецкой улице в Москве, для чего из деревни было прислано 200 подвод. Воронцов приказал вывезти на этих подводах раненых в свое имение - Андреевское, там были размещены спасённые таким образом около 50 раненых генералов и офицеров и более 300 нижних чинов. Граф взял на себя расходы на раненых, которые достигали 800 рублей ежедневно. После выздоровления каждый солдат, перед отправкой в действующую армию, снабжался одеждой и 10 рублями

Во время заграничного похода русской армии, перед выводом оккупационного корпуса из Парижа, Воронцов приказал собрать все долговые расписки  офицеров и солдат. Он из собственных средств заплатил местным жителям  все долги, сумма которых составляла около 1,5 миллиона рублей.  Чтобы расплатиться c французскими кредиторами, был вынужден продать имение Круглое, полученное по наследству.

Но вот беда, поэт Александр Сергеевич Пушкин, припечатал Воронцова едкой эпиграммой
 

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Надо ли говорить, что в советское время эта  характеристика графа, а впоследствии князя, стала основополагающей. Но что подвигло  Александра Сергеевича написать эту и ряд других едких эпиграмм?

Графиня Елизавета и Поэт

Под стать мужу была и графиня Воронцова, урожденная Елизавета Ксаверьевна Браницкая - дочь польского аристократа и внучатая племянница князя Григория Потемкина.

Елизавета Воронцова

Ее современник Никита Всеволожский писал о ней:

«Не нахожу слов, которыми я мог бы описать прелесть графини Воронцовой, ум, очаровательную приятность в обхождении. Соединяя красоту с непринужденною вежливостью, уделом образованности, высокого воспитания знатного, большого общества, графиня пленительна для всех».

В 1823 году граф Воронцов был назначен генерал-губернатором Новороссийского края и наместником Бессарабии. В этих же местах в ссылке находился А.С. Пушкин, и, конечно же, судьба поэта переплелась с судьбой Воронцовых.

Пушкин познакомился с Елизаветой  6 сентября 1823 года через два месяца после переезда из Кишинева в Одессу, где он был зачислен на службу в канцелярию графа Воронцова.

Горячий Поэт, похоже, влюбился в Елизавету сразу, несмотря на то, что в это время имел любовную связь с Амалией Ризнич.

Амалия Ризнич

Эффектная и экстравагантная Амалия произвела неизгладимое впечатление на Пушкина. Муж итальянки саркастически замечал, что Александр Сергеевич увивается за его женой, словно котенок. Вряд ли одесский негоциант  Иван Степанович Ризнич  испытывал на тот момент ревность, так как Пушкин был не первым ухажером красавицы Амалии. Зато Александр Сергеевич страдал от ревности и выплеснул свои чувства в стихотворении «Простишь ли мне ревнивые мечты»:

Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво?..
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать?

Но Елизавета Воронцова оказалась в этом дуэте первой. На протяжении многих лет (1823–1829) Пушкин изрисовал ее портретами (сейчас известных более 30) поля своих рукописей.

Понятно, что Воронцов не собирался терпеть ухаживания Пушкина за своей женой.

«Если вы хотите, чтобы мы остались в прежних приятельских отношениях, не упоминайте мне никогда об этом мерзавце», - как-то высказался он в присутствии своих приближенных, попытавшихся хлопотать за поэта.

Летом 1824 года южная ссылка была заменена Пушкину на ссылку в село Михайловское. При отъезде Пушкина Воронцова на прощание подарила ему старинный перстень.  Считается, что именно с этим кольцом связано знаменитое стихотворение Пушкина «Храни меня, мой талисман…». Это кольцо позже принадлежало В. А. Жуковскому, И. С. Тургеневу и Полине Виардо.

Пушкин с кольцом кисти Тропиниа

Сохранилось письмо И. Тургенева

«Я очень горжусь обладанием пушкинского перстня и придаю ему, так же как и Пушкин, большое значение. После моей смерти я бы желал, чтобы этот перстень был передан графу Льву Николаевичу Толстому.… Когда настанет и  «его час», гр. Толстой передал бы мой перстень по своему выбору достойнейшему последователю пушкинских традиций между новейшими писателями»

Но судьба кольца неизвестна. Оно было украдено в 1917 году, сохранились только отпечатки камня на воске и сургуче.

В этой любовной истории был еще один «герой», сын внучки М. Ломоносова, полковник Александр Раевский, которому Пушкин посвятил свое знаменитое стихотворение «Демон».

Полковник Александр Николаевич Раевский

Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Раевский был без ума влюблен в Воронцову, докучал ей.  Их отношения с Елизаветой были сложными, она часто старалась отдалиться, чем провоцировала скандалы. Однажды одесситы стали свидетелями безобразной сцены.

Раевский прямо на улице остановил экипаж Воронцовой и. Между прочих деталей, было упоминание о дочери, которую он считал своим ребенком.

В июне 1828 года разразился громкий скандал. В это время Воронцовы принимали в Одессе императора Николая I с женой. Гости жили в роскошном дворце Воронцовых на Приморском бульваре. В один из дней Елизавета Ксаверьена направлялась к императрице Александре Фёдоровне со своей дачи. По пути карету Воронцовой остановил Александр Раевский, держа в руке хлыст, начал публично обсуждать их отношения, и стал говорить ей дерзости, а потом крикнул ей:

    «Заботьтесь хорошенько о наших детях... о нашей дочери».

Оскорбленный Воронцов, который не признавал Софью своей дочерью,  избавился и от этого поклонника графини, выслав его в Полтаву.

Справедливости ради замечу. Что сам Михаил Воронцов не отличался особой супружеской верностью. У него был страстный роман с ближайшей подругой жены Ольгой Потоцкой.

В 1829 году Ольга Потоцкая, ставшая к тому времени  Нарышкиной, родила дочь Софью, про которую прямо говорили, что она похожа на губернатора (Воронцова)  больше, чем его законные дети. Воронцов оплачивал долги Нарышкиных, тратил деньги на обустройство их имения в Мисхоре, открыто держал на рабочем столе портреты Ольги и Софьи. 

 А что же Пушкин?

Сохранились сведения, что они встречались во время приездов Воронцовой в Петербург. Так, в 1832 году Елизавета Ксаверьевна познакомилась даже с женой поэта Натальей Николаевной. А ведь с Воронцовой тогда была и дочь Софья, которую она, скорее всего, привозила показать ее настоящему отцу. Со слов внучки поэта Анны Александровны Пушкиной известно, что Натали знала правду о происхождении Софьи

По свидетельству сестры поэта Ольги, он в Михайловском получал от Воронцовой  письма, запечатанные сургучом с оттиском такого же старинного перстня, как и подаренного ему Воронцовой. В октябре 1824 года она сообщила Пушкину о своей беременности от него (дочь Софья родилась 3 апреля 1825 года). Разумеется, это письмо нельзя было сохранять, и поэт его сжег. Это обстоятельство стало поводом для написания стихотворений «Младенцу» (1824) и «Сожженное письмо» (1825).

Софья Воронцова

Накануне свадьбы с Натальей Гончаровой в 1830 году Пушкин написал стихотворение «Прощанье», адресованное Елизавете Воронцовой. Также Воронцовой посвящены стихотворения: «Пускай увенчанный…», «Прозерпину»,  «Желание славы», «Храни меня твой талисман…», «Все в жертву памяти моей…», «Талисман», «Отрывок».

Две Софьи.

Обе девочки, Софья. Дочь то ли Воронцова, то ли Раевского, а может быть Пушкина, и Софья дочь то ли Нарышкина то ли Воронцова, прожили долгую жизнь, обе родили детей. Замуж они умудрились выйти за родных братьев - Софья Воронцова за графа Андрея Шувалова, военного и общественного деятеля, Софья Нарышкина за его младшего брата Петра.

Вот такая история.

 

A4 Авторская колонка Все публикации автора
Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Следующая неделя будет шестидневной
В Севастополе размещением летних кафе будет заниматься Департамент природных ресурсов?
19 апреля Екатерина Великая издала манифест о присоединении Крыма к России
Святой Климент нуждается в опеке: тяжелая судьба священномученика передалась и его памятнику в Севастополе
Антон Шкаплеров подал документы для участия в предварительном голосовании в Москве
Предпринимателям до сих пор неизвестно, сколько придется платить за размещение НТО
Крым и Севастополь хотят продлить упрощенный порядок госзакупок
Жидиловцы просят правительство привести единственный парк в надлежащее состояние
2427 Город