3 С° нет
Лента новостей

Спортсменка, комсомолка и… просто княжна Романова

Портрет изображенной на  фото женщины мало что скажет сегодняшнему читателю.

В свое время она была очень известной. Вертинский целовал ей руку, молодые Галич, Вознесенский, Евтушенко и Межиров посвящали стихи.

Она родилась  в революционном 1917 году. Красавица, спортсменка.   Ей удалось закончить всего семь классов школы, шансов продолжить учебу у нее не было. Чтобы заработать на жизнь, бралась за любую работу  – шила, делала чертежи и освоила профессию шофера. Скорость и дорога стали ее настоящей страстью, и тогда она записалась на занятия в мотоциклетный клуб. Позже  стала выступать в цирке, выполняя головокружительные трюки, гоняя на мотоцикле по вертикальной стене.

«Мотоцикл над головой электрическою пилой.

 Надоело жить вертикально. Ах, дикарочка, дочь Икара», - так писал о ней  восхищенный  Андрей Вознесенский.

Сосед по Арбату, Юрий  Казаков, сделал ее прототипом одной из своих героинь:

«Она выходила, сильным ударом откидывая занавеску в стене, на круглую арену внизу, торопливо докуривала папиросу, поправляла локоны и привычно вскидывала руку и глаза, приветствуя свесившихся сверху, с антресолей, зрителей. Когда мотоцикл ее уже тигрино рявкал и весь деревянный цирк начинал кряхтеть и поддаваться, покачиваться в ритме ее наездов, она, выбрав момент, въезжала на стену и больше не спускалась на арену, а все прибавляла газу и поднималась по стене выше, выше…  Лицо ее бледнело, глаза расширялись, и длинные рыжеватые локоны ее развевались сзади, оставляя за собой золотой след, как бы медную спиральную полосу, медленно гаснущую, как след болида».

На фото изображена Наталья Николаевна Андросова, в девичестве носившая фамилию Искандер.

Если с фамилией вопросов не возникает, то при изучении биографии, мы наталкиваемся на довольно странный факт. У нее было другое отчество  - Александровна. Но в этом большого секрета нет. Наталья Искандер родилась в Узбекистане, там же прожила с матерью и братом до семи лет, а после – переехала с семьей в Москву. Переезд стал возможен благодаря тому, что мать Натальи вышла замуж во второй раз, и ее избранник Николай Андросов согласился дать детям свое отчество и фамилию.

Наталья вошла в историю, как личность неординарная, последняя законнорожденная княжна из рода Романовых, правнучка императора Николая I. Всю жизнь она прожила в СССР.

Как выразился однажды по иному поводу Александр Солженицын, это «было подобно явлению против физических законов».

Известно, что большевики постарались вырубить под корень род Романовых, не пощадив даже малолетних детей. В этой связи интересно вспомнить, что  вождь китайских коммунистов Мао Цзэдун, известный своим радикализмом, не только сохранил жизнь последнему китайскому императору Пу И, но и сделал его членом Политического консультативного комитета КНР. В большевистской России Николай II, депутатом Верховного совета, увы, не стал.

Чтобы объяснить лояльное отношение большевиков к этой ветви потомков царской династии, заглянем в золотой 19-й век. Правил царь – Освободитель Александр II. В то время Душой либеральных реформ считался его брат, великий князь Константин, который как раз и являлся дедом Наталии Искандер

Великий князь Николай Константинович

Первенец Константина -  двухметровый красавец, светский шалопай, искатель приключений, кумир золотой молодежи, любимец старших Романовых, которого в семье звали Николой, а в гвардии — «украшением правого фланга».
Участвуя в среднеазиатском походе, он хотел ночью забраться со своим адъютантом по веревочной лестнице в гарем хана Хивинского — генералы с трудом остановили.

Великий князь Николай Константинович

Он, в глазах венценосной семьи,  загубил свою репутацию из-за того, что влюбился в американку Фанни Лир, и ни за что не хотел отступать от своих чувств.

Фанни Лир

Вскоре его обвинили в краже фамильных драгоценностей для возлюбленной, Николай Константинович клялся на Библии в своей невиновности, что в глазах родни выглядело еще большим грехом. Как бы там ни было, оставаться в Петербурге после такого скандала он уже не мог, и был выслан в Оренбург, а после – в Ташкент. В Азии он много работал во благо местных жителей – строил оросительные каналы и дома для солдат-ветеранов. Там же, в Ташкенте, его прозвали Искандером, и эта фамилия уже перешла по наследству к потомкам.

Его младший сын Александр  женился  на польке Ольге Иосифовне Роговской, участвовал  в Первой  мировой войне, закончив ее  в звании ротмистра. В этом браке и родилась Наталия или Тали, как ее всю жизнь звали.

Князь Александр Николаевич Искандер

Отец Тали, недолго проработав в ташкентском суде, вскоре присоединился к вспыхнувшему антибольшевистскому восстанию, а после ушел в Белую армию. После ее поражения Александр Николаевич осел во Франции, где повторил судьбу многих эмигрантов: работал таксистом, ночным сторожем, рассыльным и газетным репортером. Никто из семьи больше его не видел, но в старости Наталья Николаевна утверждала: «Помню, как отец держал меня на руках. Ни времени, ни обстоятельств — только огромное, безмерное чувство любви. Нить между нами никогда не прерывалась, я всегда чувствовала, что он где-то молится за меня, помогает в самых безнадежных моментах жизни». Уже после смерти Александра Искандера в 1957 году его вторая, эмигрантская жена передала Наташе несколько рассказов покойного мужа (воспоминания о Гражданской войне «Небесный поход» он успел напечатать). А в перестройку Наталье Николаевне удалось побывать на могиле отца в Ницце.

Тали

Оставшись, по сути, соломенной вдовой, Ольга Иосифовна Искандер вышла замуж за Николая Андросова, человека в летах, служившего по финансовой части. Он официально усыновил детей. Так Наталья Александровна превратилась в Наталью Николаевну. В 1922-м семья переехала в Москву, где поселилась на Плющихе в приличной «уплотненной» квартире. Лето проводили за городом, где отчим арендовал дачу. Однако спустя семь лет «один коммунист» положил глаз на их жилплощадь, и Андросовы были вынуждены переехать в полуподвальную квартиру на Арбат, 32.

Наташа росла обычным ребенком, разве что чересчур непоседливым. До четвертого класса училась на дому у двух сестер, в прошлом преподавательниц гимназии, затем перешла в районную школу. Жила созвучно эпохе: увлекалась техникой, бегала на короткие дистанции от физкультурного клуба «Динамо». Спортсменка, комсомолка (наверняка!) и просто красавица, как-то она участвовала в параде на Красной площади. Замерев в образе дискобола на высокой платформе, проплывала мимо трибуны Мавзолея, на которой стоял Сталин.

Интересно, что у  Наталии был непродолжительный роман с Александром Галичем. Вот одно из воспоминаний:

«Летом 1953-го они «романились» парами: Андросова с Галичем, а Нагибин с акробаткой из Измайловского парка Адой Паратовой, ставшей его второй женой (именно ее сменила Белла Ахмадулина). Как-то четверка душевно посидела в ресторане гостиницы «Советская», после вывалила на улицу и загрузилась в нагибинский «Москвич». Тронуться с места помешал постовой: за езду в нетрезвом виде отбирали права. Компания возмутилась, а особенно Таля, которая разразилась тирадой, более уместной «во время пиратского бунта, ссоры биндюжников или грузчиков в одесском порту, на бандитском толковище перед вынесением смертного приговора». Лейтенант козырнул: «Как в театре!» А Нагибин подумал, мол, многое же ей пришлось пережить».
В 1950-е Наталья Николаевна вышла замуж за овдовевшего кинорежиссёра Николая Владимировича Досталя (1909—1959) и усыновила его малолетних сыновей. Николай Владимирович в 1959 году погиб на съёмках фильма «Всё начинается с дороги». Больше замуж не выходила,

Встретившийся с ней в конце 1980-х годов историк и писатель Эдвард Радзинский уверял, что сразу узнал знакомые по портретам фамильные голубые глаза прапрадеда Николая I.

Когда Наталью Николаевну спрашивали, каким образом человеку с таким бэкграундом удалось уцелеть, она отвечала, что просто никогда ничего не боялась: «Я столько лет жила Андросовой…  Но свои корни чувствовала всегда. Это можно, наверное, назвать голосом крови. И не то чтобы я задирала перед кем-то нос, но было что-то внутри, что заставляло всегда «держать спинку». Гордость? Терпение! Первое — от дьявола, второе — от Бога».

17 июля 1998 года 82-летняя женщина присутствовала на погребении царственных родственников в Петропавловском соборе Петербурга.
А ровно через год умерла, по словам любящего символичность Радзинского, «будто отказавшись уйти из века, где была похоронена их династия».

Со смертью Натальи Андросовой закончилась целая эпоха, ведь она была последней законнорождённой внучкой Великого князя Романова.

A4 Авторская колонка Все публикации автора
Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Медсестра из Севастополя судится из-за дискриминационного статуса медицинского учреждения
Отчет о благоустройстве Севастополя: где правила?
В Севастополе изменили перечень массовых социально значимых государственных услуг, подлежащих переводу в электронный формат
Павел Буцай: В помощь нашим воинам и их семьям
Из резервного фонда севастопольского правительства выделены ассигнования на борьбу с разливом мазута
Председатель гаражного кооператива продал музею чужой ретро-автомобиль
В Севастополе проводили в последний путь погибшего в СВО Евгения Диденко
По указу В. Путина учреждены две новые стипендии для студентов