Сейчас многие наблюдатели строят прогнозы о том, какие из оставшихся 11 кандидатов будут выбраны в Общественную палату Севастополя, когда завершится ее окончательное формирование, и наконец, когда обновленный состав начнет свою работу.
Эти вопросы служат поводом внимательно присмотреться к закону «Об Общественной палате Севастополя».
То, что закон, мягко говоря, несовершенен, косвенно подтвердила бывший член Общественной палаты, а ныне депутат законодательного собрания Наталья Кирюхина, заявив, что в настоящее время депутаты работают над внесением в него поправок.
Сам факт работы над внесением поправок в действующий закон свидетельствует о необходимости его совершенствования. Это естественный процесс для любого развивающегося законодательства, направленный на устранение выявленных недостатков и адаптацию к меняющимся условиям.
Закон «Об Общественной палате города Севастополя» был принят в 2018 году. С тех пор в него трижды вносились изменения, последние из которых датированы февралем 2024 года.
После того, как губернатор и Законодательное Собрание Севастополя избрали каждую свою треть членов Палаты, многие СМИ поспешили сообщить, что обновленный состав начнет работу 27 апреля этого года.
Вероятно, такая информация связана с тем, что 26 апреля истекает установленный законом трехгодичный срок полномочий Общественной палаты текущего созыва. Вполне логично предположить, что на следующий день в свои права вступит её обновленный состав. Но это не так.
В соответствии со статьей 9 Закона «Об Общественной палате города Севастополя» первое заседание созывается Губернатором города Севастополя и должно быть проведено не позднее чем через 10 календарных дней со дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава.
То есть первое заседание, на котором изберут Председателя палаты, утвердят регламент и т.д., должно состояться до 8 марта.
Но, перед первым заседанием должно состояться еще одно, на котором члены Общественной палаты, утвержденные Губернатором города Севастополя, и члены Общественной палаты, утвержденные Законодательным Собранием города Севастополя, определяют состав оставшейся одной трети членов Общественной палаты из числа кандидатур, представленных в аппарат Общественной палаты от местных общественных объединений, зарегистрированных на территории города Севастополя.
С этим заседанием дела обстоят несколько хуже. Согласно закону, оно должно состояться до 23 февраля. Но совершенно непонятно, кто его должен созывать. В законе просто указано:
«Члены Общественной палаты, … в течение 20 календарных дней со дня окончания срока, установленного частью 7 настоящей статьи, проводят заседание, на котором утверждают регламент проведения заседания (заседаний), форму и порядок голосования по кандидатурам, представленным в аппарат Общественной палаты…».
Логично предположить, что созыв новоизбранных членов Палаты должен осуществлять ее действующий председатель, поскольку это заседание пройдет в рамках срока его истекающих полномочий. Но действующий председатель не имеет никакого отношения к следующему составу Палаты. Можно предположить, что обязанность собрать заседание ложится на руководителя Аппарата Общественной палаты. Но закон не наделил его такими полномочиями. Полная правовая неопределенность, в результате которой ОП может вообще не собраться. Возможно, что-то регулирующее порядок этого заседания можно найти в Регламенте Общественной палаты, но в открытом доступе этот документ обнаружить не удалось. Хотя кажется, чего проще: внести в севастопольский закон дополнения в виде двух предложений, наделив соответствующими полномочиями руководителя Аппарата, и все станет на свои места.
Внесение своевременных поправок, наделяющих, например, руководителя Аппарата Общественной палаты необходимыми полномочиями по созыву данного заседания, представляется логичным и необходимым шагом для устранения правового вакуума. Это позволит обеспечить планомерное формирование Палаты в соответствии с установленными сроками и избежать потенциальных срывов в ее работе. Но пока есть то, что есть.
Раз уж дело коснулось закона «Об Общественной палате города Севастополя», то стоит обратить внимание на пункт 4 статьи 2, в котором указано:
«Общественная палата призвана обеспечить взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, а также общественными палатами (советами) внутригородских муниципальных образований города Севастополя, общественными советами при Законодательном Собрании города Севастополя и исполнительных органах города Севастополя».
Этот пункт редактировался законодательным собранием в 2024 году. При этом общеизвестно, что во внутригородских муниципальных образованиях никаких Общественных палат нет, и никогда не было. Так же, как, вопреки требованиям федерального законодательства, при Законодательном Собрании Севастополя Общественный совет никогда не создавался.
Указание на необходимость взаимодействия с несуществующими общественными палатами внутригородских муниципальных образований города Севастополя, а также с общественным советом при Законодательном Собрании, который не был создан, свидетельствует о необходимости тщательной редактуры законодательных актов. Приведение текста закона в соответствие с реалиями и требованиями федерального законодательства должно, на мой взгляд, стать первым важным шагом к повышению эффективности деятельности Общественной палаты.
Борис Колесников
Комментарии 0