На вопросы журналиста отвечает член Общественной палаты города Севастополя Круглов Сергей Андреевич.
Сергей Андреевич, недавно лидер партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Сергей Миронов, активным членом которой Вы являетесь, выступил с заявлением о необходимости наличия в государстве официальной идеологии.
Это заявление может вызвать множество споров, ведь наличие государственной идеологии рискованно: оно может спровоцировать конфликты между различными группами населения с разными взглядами, стать инструментом преследования тех, кто осмеливается не соглашаться с официальной точкой зрения, и подорвать свободу слова, мысли и вероисповедания.
Каково отношение местного отделения партии к этому заявлению? Я адресую этот вопрос Вам, зная, что в партии приветствуется внутрипартийная дискуссия, и собственное мнение является предметом обсуждения, а не основанием для взысканий.
Если вас интересует официальное мнение партийного отделения, лучше обратиться к руководителю. Я же могу высказать лишь свою точку зрения, которая во многом перекликается с мнением Сергея Михайловича Миронова.
Давайте обсудим ваше видение.
Действительно, негативные последствия, о которых вы упомянули, могут иметь место, и с ними нельзя не считаться. Однако в контексте нашего разговора, идеология — это как бревно: из него можно сделать дубину, а можно сотворить и икону. В истории нашей страны мы находим тому яркие подтверждения. В период, известный как эпоха сталинских репрессий, и в последовавшее за ним время хрущевской оттепели, действовала единая Конституция СССР 1936 года. Тем не менее, этот юридический фундамент не препятствовал массовым лишениям свободы, а впоследствии — столь же масштабной реабилитации граждан. Таким образом, один и тот же идеологический инструмент был использован для достижения диаметрально противоположных целей, что свидетельствует о решающей роли интерпретации и применения идеологии.
Статья 13 Конституции Российской Федерации провозглашает отсутствие в стране государственной или обязательной идеологии. С последним утверждением, касающимся принудительного навязывания мировоззрения, нельзя не согласиться: в демократическом обществе авторитаризм в области убеждений представляется недопустимым.
Тем не менее, она декларирует признание идеологического и политического многообразия. То есть в стране созданы и закреплены законодательно условия для свободного обмена идеями в обществе.
Однако, несмотря на декларируемое многообразие, отсутствие консолидирующей, четко сформулированной на государственном уровне идеологической основы может нести в себе потенциальные риски. Размывание национального самосознания, утрата общепринятых ценностных ориентиров и повышенная восприимчивость к деструктивному внешнему влиянию становятся следствием идеологического вакуума приводящее к потере ориентиров и уязвимости перед внешним влиянием.
Сергей Андреевич, извините, я Вас перебью. Давайте определимся, что Вы имеете в виду под термином «идеология»?
Действительно, это понятие имеет множество определений, которые в общем схожи между собой. Обратимся, к примеру, к определению, представленному в Большой Советской Энциклопедии: «Идеология – это теоретически оформленная система идей и представлений, выражающая суть социальных интересов определённых классов, слоёв, групп или общества в целом».
Я готов предложить свой взгляд на этот термин: «Идеология – это система взглядов, идей, убеждений и ценностей, предполагающая модель устройства страны и определяющая цели и пути развития общества». Я склоняюсь к более широкому пониманию идеологии как комплексной системы, включающей в себя не только мировоззренческие установки и ценности, но и представления о власти, справедливости, социальных институтах и исторической перспективе.
Спасибо, вернемся к нашему разговору. Я Вас прервал на анализе статьи 13 Конституции России.
Напомню, эта статья пришла на смену знаменитой шестой статье советской конституции. Её содержание не лишним будет освежить в памяти.
«Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».
Я до сих пор помню многочисленные демонстрации с плакатами «Партия, дай порулить». В тех условиях освобождение от партийного диктата единственной партии казалось благом, и, вероятно, на том этапе развития общества таковым и было.
Кстати, и шестая статья пришла на смену Российскому имперскому триединству «православие — самодержавие — народность», сформулированному в эпоху правления Николая I. Православие обеспечивало духовную скрепу, самодержавие символизировало незыблемость власти, а народность подчеркивала уникальность русской цивилизации и ее отличие от Западной Европы. Эта формула, несмотря на критику и исторические изменения, на протяжении десятилетий определяла политический курс Российской империи. Так что отсутствие идеологии скорее надо рассматривать как исключение, чем правило.
Сам дух и буква Конституции Российской Федерации убедительно свидетельствуют об этом. Взгляните на статью 2, провозглашающую: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Разве это не идеология, возведенная в ранг основного закона?
Сегодня мы много говорим о национальных интересах России, о ее суверенитете, как о щите, оберегающем нашу независимость. Но важно осознавать, что суверенитет – это не просто границы и самостоятельная внешняя политика. Это – фундамент, на котором строится будущее нации. Это многогранное понятие включает в себя, в числе прочего, и мощную систему образования, укорененную в богатых отечественных традициях. Именно она способна взрастить поколения, преданные своей стране и способные укрепить ее величие. Я, как бывший работник этой системы, могу долго рассказывать, какой вред нанесла пресловутая «болонская система».
Можно назвать множество сфер, имеющих колоссальное значение для формирования общественного мнения и духовно-нравственных ориентиров, в которых наше государство, к сожалению, уступило свои позиции, не оказав должного сопротивления. Причиной тому является отсутствие четко сформулированной государственной идеологии, способной сплотить нацию и определить вектор развития страны.
В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил патриотизм как краеугольный камень национального единства, заявив: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Эти слова стали лаконичной формулой национальной идеи, определив приоритеты государственной политики и стратегического развития страны.
Мне импонируют эти слова, я готов бороться за эту идею. Очевидно, что президент тонко почувствовал пульс общества, которое стремится обрести и отчетливо сформулировать те объединяющие принципы, что способны претендовать на роль государственной идеологии. В этом процессе приоритетное значение имеют традиционные духовно-нравственные ценности, требующие защиты от деструктивных идеологий. Таким образом, траектория формирования и утверждения ключевых постулатов государственной идеологии представляется вполне определенной.
Как идея идеологизации будет продвигаться на государственном уровне – это пока предмет обсуждений и непростых решений. Важно найти баланс между стремлением к единству и сохранением свободы и разнообразия мнений.
Что касается местной организации «Справедливороссов», то мы намерены активно содействовать созданию в нашем городе гражданского общества, формирующего общие ценности без навязывания их сверху. Выступаем за межкультурный диалог, направленный на поиск общих ценностей в многообразии культур и религий, и, конечно, за патриотическое воспитание – укрепление любви к Родине, уважения к истории и культуре.
Беседовал Борис Колесников
Комментарии 0