

Борис Колесников
0 6427
Прошло уже 20 дней с момента трагической гибели гвардейского ракетного крейсера «Москва», но украинский агитпром не может успокоиться. Празднует победу, хвастливо сообщая о том, что флагман Черноморского флота потоплен меткими залпами украинской армии. Между тем, наше минобороны сообщило о пожаре и последующей детонации боеприпасов, в результате чего крейсер затонул.
Пропагандисты с той линии фронта парируют, что, матрос не там сигарету выкинул?
Не буду строить версий, нет у меня к тому ни знаний, ни нужного образования. Напомню о катастрофе, произошедшей на Черном море вблизи Севастополя в августе 1974 года.
Прогуливаясь по кладбищу Коммунаров, вы обязательно обратите внимание на небольшой серый памятник. Он находится между братской могилой экипажа линкора «Новороссийск» и памятником лейтенанту П. П. Шмидту. Выбитая на мраморном памятнике надпись сообщает: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года». Здесь же содержится список из 24 фамилий погибших матросов.
Что же случилось с «Отважным»? Как в относительно хорошую погоду (волнение моря не превышало 4 баллов) при вполне достаточном количестве спасательных сил и средств, в мирное время затонул современный корабль, предназначенный вести бой, даже получив серьезные повреждения.
БПК «Отважный» должен был обеспечить стрельбы малых ракетных кораблей, а также принять участие в противолодочных учениях с проведением торпедной стрельбы. 29 августа 1974 года корабль под управлением капитана 2-го ранга Ивана Петровича Винника вышел в открытое море и успешно провел торпедные стрельбы. На рассвете 30 августа БПК встал на рейд в Стрелецкой бухте, для того чтобы принять на борт начальника штаба контр-адмирала В. Х. Саакяна, начальника ПВО ВМФ контр- адмирала В. Путинцева, командира бригады ракетных катеров капитана 1 ранга А. Комара и с ними двенадцать офицеров-управленцев.
В этот день корабль должен был обеспечить зенитную стрельбу с малых ракетных кораблей на полигоне недалеко от мыса Херсонес. В 9:55 утра корабль прибыл на полигон, на нем была объявлена учебно-боевая тревога.
В 9:58 на корабле произошёл самопроизвольный запуск маршевого двигателя одной зенитной управляемой ракеты кормовой установки, что привело к возгоранию и взрыву 15 ракет В-601 в погребе боезапаса №8.
На помощь аварийному кораблю подошли эсминец «Сознательный», эсминец «Бедовый», БПК «Комсомолец Украины», спасательное судно «Бештау», ряд других судов, с которых на «Отважный» были высажены аварийные партии.
Появилась в районе и авиация – вертолеты Ка-25, Ми-4 и самолет Ли-2. Силы на помощь аварийному кораблю были брошены немалые, и их экипажи готовы были идти на риск, чтобы спасти товарищей, но это была не тренировка на УТС, это был реальный, страшной силы пожар… Эффективно бороться с ним, как покажет дальнейшее развитие событий, флот был не в состоянии.
В 10:54 эсминец «Сознательный» начал буксировку «Отважного» на мелкое место в район мыса Херсонес. Однако в результате непрекращающегося пожара в 14:47 взорвались авиационные бомбы в погребе боезапаса №10 и цистерны с авиационным керосином, после чего корабль потерял остойчивость и затонул.
С момента возникновения пожара до затопления корабля прошло 5 часов 47 минут. В результате внутренних взрывов и полученных пробоин БПК «Отважный» принял около 3600 т воды, 6 непроницаемых отсеков оказались затопленными.
Выясняя причины возникновения пожара, а точнее, причины самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной из зенитных ракет в кормовом погребе, комиссия Министерства обороны пришла к такому заключению. Срабатывание пиропатрона запуска маршевого двигателя ЗУР В-601 стало следствием нарушения качества монтажа в соединительном ящике КП-1. Чисто конструкторская и заводская недоработка.
Из 287 человек, которые находились на борту БПК «Отважный», в том числе и проходящих практику курсантов, погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов). Весь личный состав судна во время борьбы за живучесть и непотопляемость, а также при тушении пожара действовал умело, и проявил мужество. Для спасения корабля были предприняты все меры, но повреждения, полученные в результате взрывов, сделали его спасение невозможным.
Адмирал И. Касатонов в своей книге «Флот вышел в океан» так оценил действия экипажа погибшего БПК: «На «Отважном», как и на «Новороссийске», моряки проявили массовый героизм, самопожертвование, взаимовыручку и взаимопомощь. Но наград… не последовало».
Борис Колесников
Главная новость по теме
Главная новость по теме
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Используя сайт a4.news, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности и обработки Персональных данных
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
Зайдите через вашу социальную сеть, чтобы иметь возможность комментировать и оценивать комментарии пользователей.
Lorem ipsum dolor sit amet consectetur adipisicing elit. Perspiciatis, earum?
Комментарии 0