Памятник Киевским гусарам
0 2537
Этот памятник был установлен в 1904 году к 50-летию обороны Севастополя 1854-1855 годов вблизи памятника русским воинам - участникам Балаклавского сражения.
В феврале 1932 года специальная комиссия вынесла заключение снести его как «малозначащий, не представляющий исторической ценности». В то время в Севастополе пострадали многие памятники. Ведь большинство из них были установлены царским адмиралам и символизировали мощь и мужество царской армии. На заре Советской власти, пришедших к власти большевиков, раздражали царские орлы – символ свергнутого ими самодержавия. По этой причине хотели даже на памятнике затопленным кораблям вместо орла установить пятиконечную звезду с электрической подсветкой.
В 2002 году место нахождения памятника удалось установить. При раскопках обнаружили часть фундамента, фрагменты блоков и даже чугунного орла. Восстановление памятника включено в Программу подготовки празднования 2500-летия Балаклавы.
Речь идет о памятнике гусарам Киевского полка. Полк принимал участие в обороне Севастополя 1854-1855 годах. Отметился в Альминском, Инкерманском и Балаклавском сражениях.
В честь участия полка в Балаклавском сражении был установлен памятник «Гусарам Балаклавского сражения» Первоначальный текст на памятнике был:
«Доблестным чинам, павшим в бою 13 октября 1854 года. Горды (гусары) 9-го Киевского Е. И. В. короля Эдуарда 7-го полка».
Памятник представлял собой композицию из необработанной глыбы камня, увенчанной двуглавым орлом на пирамиде из трех ядер, поставленную на пьедестал из нижнего плоского пиленого камня и верхнего необработанного. Ограда выполнена из орудий, соединенных цепями.
Сражение началось около 5 часов утра. Русские войска штыковой атакой захватили редуты № 1, № 2, № 3 и № 4 на южном фланге противника. При попытке дальнейшего развития атаки и выхода к Балаклаве русские натолкнулись на сопротивление тяжёлой кавалерии Скарлетта и 93 шотландского пехотного полка баронета Колина Кэмпбелла. Гусарская кавалерийская бригада И. И. Рыжова, в составе которой был и Киевский гусарский полк, совместно с Уральским казачьим № 1 полком атаковали лагерь английской кавалерийской дивизии у Кадыковки. В начале боя противник получил подкрепление. Не имея резерва, русские кавалеристы отступили. Атака русских войск была отражена.
Вторая, трагическая, часть сражения, вызвана приказом лорда Раглана легкой кавалерии Д. Кардигана атаковать русских и не дать им увезти захваченные на редутах пушки. Результатом стала атака около 600 всадников по трехкилометровой открытой долине под перекрестным огнем артиллерии и пехоты. Легкая кавалерия смогла подавить сопротивление защитников Донской батареи, смять Уральский казачий полк. Но во фланг ей вышли эскадроны Сводного Уланского полка, с высот обстреливали русские полки и артиллерия. Неся огромные потери, отряд отступил.
К концу боя обе противоборствующие стороны остались на своих первоначальных позициях. Русские не смогли в ходе Балаклавского сражения достичь поставленной цели - разгромить английский лагерь и прекратить снабжение английских войск. Тем не менее, итогом сражения стал отказ союзников от захвата Севастополя штурмом и переход к позиционным осадным действиям.
Новый памятник сооружен не на прежнем месте - на высоте, где находился один из английских редутов, прикрывавших в 1854-1856 годах Балаклаву, а несколько ниже, примерно в 75 метрах от шоссе Севастеполь-Ялта. Восстановленный монумент максимально приближен к оригиналу. На небольшом искусственном холме, к которому ведут десять ступеней, на двухступенчатом основании установлен обелиск из серого гранита, увенчанный металлическим двуглавым орлом, сидящим на четырех чугунных ядрах. На памятнике установлена мемориальная доска: «Доблестным чинам, павшим в бою 13 октября 1854 года. Горды (гусары) Киевского полка»
Балаклавское сражение считают самым знаменитым в истории Крымской войны. Особенно оно запомнилось англичанам. Ведь во время этого сражения была разгромлена элитная бригада легкой кавалерии, в которой служили самые знатные английские аристократы.
«Бедствие непревзойденное в истории», так сами англичане оценивали это поражение.
Известный английский поэт Альфред Тенниссон, потрясенный гибелью соплеменников, писал:
Лишь сабельный лязг приказавшему вторил.
Приказа и бровью никто не оспорил.
Где честь, там отвага и долг.
Кто с доблестью дружен, тем довод не нужен.
По первому знаку на пушки в атаку
Уходит неистовый полк.
Теперь уж и фланги огнём полыхают.
Чугунные чудища не отдыхают —
Из каждого хлещет жерла.
Никто не замешкался, не обернулся,
Никто из атаки живым не вернулся:
Смерть челюсти сыто свела…
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0