«Шинель»: пластическая драма на беззвучном режиме
0 1296
«Шинель» в постановке Театра юного зрителя им. М. Сеспеля (г. Чебоксары) от режиссера и сценографа Владимира Беляйкина, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (г. Москва), – пластическая интерпретация сюжета хрестоматийной повести Николая Гоголя. В Севастополе показ состоялся 5 августа в рамках Международного Большого Детского фестиваля на сцене Драматического театра им. Б.А. Лавренева ЧФ.
В первые минуты действия Акакий Акакиевич буквально рождается из груды шинелей, которые разбирают окружающие его нянечки. Герой с самого начала не получает свою шинель, она достается всегда кому-то еще. В конечном итоге практически из пеленок жизнь водворяет его на службу, в серенькой, старой и расходящейся по швам шинели.
А потом начинается день сурка, рефреном идет музыка, которая вызывает чувство напряжения, из-за своей однообразности и монотонности. Башмачкина все время норовят загнать в угол, то решетки ограждений надвигаются на него стеной, то дворники с метлами, больше напоминающие ведьм, словно сметают в своем танце Акакия Акакиевича с улиц Петербурга. Кажется, что над ним действительно надсмехается все вокруг. Чиновники в департаменте, лица которых мы видим не так часто. К слову, видеть их и не нужно, когда они появятся, различить их будет практически невозможно. Карикатурные, наглые взяточники, которые готовы валяться в ногах начальства и вымещать свою злость на людей чином пониже. Они облепляют клоунскими носами голову Башмачкина, но нам не кажется, что смешон здесь он, скорее злыми и жестокими клоунами выступают его мучители.
В тот самый момент, когда Башмачкин наконец расправляет крылья, когда к нему приходит прекрасная дама в белоснежной шинели, когда он начинает чувствовать себя человеком, гордо прохаживаясь по зрительному залу, активизируется персонаж, который все это время появлялся как тень. Человек из департамента с зализанными волосами, в латексном плаще и с пером в руках, которое больше походит на смычок или хлыст начинает дирижировать нападение разбойников. Именно человек из департамента наиболее ярко подходит на роль дьявола в жизни Акакия Акакиевича, ведь именно служба сделала Акакия Акакиевича маленьким человеком. С невероятным удовольствием «большой» человек из департамента взмахивает пером, погружая мир Башмачкина в ад. Акакий Акакиевич умирает также, как родился, слой за слоем отдавая свою одежду и душу на растерзание, а все вокруг словно смеется над его нелепой смертью.
«Шинель» чувашского ТЮЗа – изложение гоголевской повести языком тела. Драма разворачивается на языке пластики, актеры не произносят ни слова. Тем острее эффект, произведенный на зрителя.
Карина Осепьянц
Фото обложки: © А4 НОВОСТИ / Ю. Высоцкая
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0