6 С° нет
Лента новостей

Примирение. Или памятник раскалывающий город

А воздух Отчизны прозрачный и синий,
Да горькая пыль деревенских дорог,
Они за Россию, и мы за Россию,
Корнет Оболенский, так с кем же наш Бог?

 

Скорее всего, в этом месяце состоится открытие памятника «Примирению» на улице Катерной в Севастополе.

Пока у монумента рабочее название «Памятник посвященный окончанию гражданской войны в России». С открытием мемориала торопятся. Ведь 14 ноября исполнится сто лет  с начала эвакуации, как гласил приказ генерала Врангеля, «всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага».

По поводу строительства памятника, коммунисты Севастополя выступили с резким заявлением, считая его появление в городе –герое неприемлемым.

Заявление Севастопольского горкома КПРФ

ЗАЯВЛЕНИЕ Бюро Севастопольского Городского Комитета КПРФ по вопросу строительства памятника «Примирения» в городе Севастополе 28.10.2020г. В данный момент в Городе-Герое Севастополе, несмотря на отрицательную реакцию подавляющей части жителей, продолжается возведение ускоренными темпами, так называемого памятника «Примирения». Считаем, данные действия властей города нарушением демократических норм, а также прав жителей нашего города, так как не учитывается мнение жителей, общественных, ветеранских организаций Города-Героя Севастополя. Нашему героическому городу со славной историей московскиелибералы с прозападной позицией пытаются навязать пораженческую идеологию с очередным покаянием. И новое руководство города идет на поводу у этих русофобов. Никакого примирения не может быть с иноземными захватчиками и предавшими свой народ белогвардейцами. Нам пытаются навязать мысль, что это символ единения. Но единение возможно только в стране, где власть заботятся о своем народе, с его сложной и героической историей, где почитают соотечественников, которые защищали страну от вражеского нашествия, строили государство (развивали его экономический, военный, научно-технический и культурный потенциалы), где формируют у молодежи бережное отношение к своему героическому прошлому и гордость за свою страну. Пока не будут предприняты эти меры, все разговоры о необходимости примирения «белых» и «красных», а также попытки устанавливать памятники в честь этого примирения, будут являться только ширмой для навязывания российскому обществу процесса «десоветизации» и реабилитации участников «Белого движения», часть которых, помогала фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны. Попытки примирить восставший против многовековой эксплуатации народ со своими угнетателями фактически готовят современную Россию к построению сословного государства с хозяевами и холопами. Поэтому – это символ не объединения, а раскола в обществе. Попытки представить этот монумент как символ 100-летия окончания гражданской войны тоже не выдерживает никакой критики. Исторические факты подтверждают, что гражданская война была закончена на Дальнем востоке с изгнанием последних оккупационных войск империалистических государств в 1922 году. Сооружение этого монумента происходит с многочисленными нарушениями градостроительных норм и правил, а также принятого правительством города Положения «О порядке установки произведений монументального искусства и мемориальных досок на территории города Севастополя», без проведения необходимых в данном случае общественных обсуждений. Ведущие ветеранские и многие общественные организации города-героя Севастополя высказались крайне отрицательно по поводу сооружения этого памятника. Это надругательство над историей и циничное игнорирование мнения жителей города-героя Севастополя. Позор власти, допускающей такие методы работы!

Как это было

«Мы шли в сухой и пыльной мгле
По раскаленной крымской глине.
Бахчисарай, как хан в седле,
Дремал в глубокой котловине
И в этот день в Чуфут-кале,
Сорвав бессмертники сухие,
Я выцарапал на скале:
Двадцатый год — прощай Россия!»

(Поэт Николай Туроверов, покинувший Россию вместе с частями Русской армии в ноябре 1920 года)

Ноябрь 1920-го… Перекоп взят красными, последний кусочек «старой» России – Крым – Белая армия удержать не смогла. Главнокомандующий Русской армией барон П.Н. Врангель был поставлен перед роковым выбором: либо умереть, либо оставить Россию.
Петр Николаевич Врангель принял решение  покинуть Россию ради спасения тех, кто остался предан идее служения своему Отечеству.

Петр Николаевич Врангель, главнокомандующий Русской Армии у Графской пристани (640x480, 282Kb)

Петр Николаевич Врангель, главнокомандующий Русской Армии у Графской пристани.

В Севастополе, Феодосии, Керчи, Ялте, других крымских портах для эвакуации было подготовлено более 150 кораблей. Генерал Врангель принял на себя ответственность за военных и гражданских лиц, за всех последовавших за ним в эмиграцию. Вместе с тем он предупреждал о неизвестности дальнейшей судьбы отъезжающих, поскольку ни одно из иностранных государств не дало согласия на приём русских беженцев, а правительство Врангеля не имело возможности оказать им помощь ни в пути, ни в дальнейшем устройстве.

Утром 14 ноября генерал Врангель и командующий флотом адмирал Кедров объехали на катере грузящиеся суда Севастополя, погрузка которых почти закончилась.

Командующий Черноморским флотом контр-адмирал М.А. Кедров и главнокомандующий Русской армией генерал барон П.Н. Врангель на борту крейсера «Генерал Корнилов» во время эвакуации. 15–17 ноября 1920 года.

В тот же день суда из Севастополя стали выходить в море, а утром 15 ноября прибыли в Ялту.

В Ялте погрузка также уже закончилась и все желающие были размещены, а в городе "было полное спокойствие, улицы почти пусты".

Начальник эшелона парохода "Саратов" писал в своем отчете, что при посадке в Севастополе "чувство страха, близкое к панике, остаться на берегу, доминировало над всеми, и потому каждый устремлялся к пароходу, стараясь всеми способами, забраться на него, хотя бы с потерей оскребков оставшегося у него скудного и легковесного багажа.

Были случаи, когда члены семейств бросали своих близких родных.

В одном случае муж бросил жену, в другом мать детей, оставив их на берегу в Севастополе.

Многие, даже почтенного возраста, и люди в чинах, не имея возможности попасть на пароход по трапу, взбирались по канатам, оставляя на берегу все свое имущество.

Крупные войсковые части грузились мелкими соединениями под командой своих офицеров, в порядке" .

На тот же пароход "Саратов", рассчитанный на максимальное количество 1860 человек, было погружено 7056, то есть почти в четыре раза больше допустимой нормы.

Другие суда также были перегружены. На "Мечте" находилось более 6000, на "Екатеринодаре" – более 6500, а на "Владимире" около 12000 человек.

Пароходы вышли в море перегруженными до крайности, все палубы и мостики, трюмы и проходы были буквально забиты людьми.

Генерал Абрамов, рассматривая впоследствии на константинопольском рейде с миноносца "Жаркий" флотилию, определял степень загруженности пароходов по тому, заметно ли какое-либо движение на палубе или нет.
Если глаз различал движущиеся группы людей, – значит, судно еще не было забито до отказа.


Сильно перегруженный "Рион" вышел в море почти без угля и его стало относить по направлению к Одессе.

К счастью находившихся на судне людей вовремя пришел на помощь буксир.

С 13 по 16 ноября 1920 года из портов Крымского полуострова (Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта) вышло 126 судов, вместивших в себя около 136 тысяч человек, по данным Даватца и Львова .

Численность эвакуировавшихся точно не известна. Врангель приводит другие цифры.

В марте 1921 года он писал: "Всякая эвакуация является исключительно трудным делом.

Эвакуация же из Крыма 160 тысяч человек при крайне неблагоприятных условиях, под угрозой наступающего противника, представляла особенно трудную операцию.

Конечно, несмотря на блестящую работу всех ответственных лиц, возможны были, по различным причинам, отдельные недочеты, но в общем, они явились исключением" .

А в декабре 1923 года он же сообщает, что было вывезено 145 693 человека.

Но, еще в конце ноября 1920 года, в секретной сводке разведывательного отдела штаба французской эскадры указывалось, что "цифра эвакуированных возросла до 146 000, из которых примерно 29 000 гражданских лиц" .

По всей видимости последние цифры наиболее точны.

Какому событию посвящен памятник?

https://img-fotki.yandex.ru/get/243077/355356638.9f/0_17d214_4e2464d_orig

 

Как видим на фото, при неизменности концепции памятника, его названия менялись. Вначале он задумывался как памятник примирения. Общественность города была категорически против. Чтобы успокоить общественное мнение  проект памятника стал называться «памятник единения». В конце сошлись во мнении, что монумент посвятят окончанию гражданской войны в России.

https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2891388/2891388_original.jpg

20 сентября 2019 года прошла торжественная церемония открытия закладного камня на месте будущего монумента, посвященного окончанию в России Гражданской войны. Почётными гостями мероприятия стали министр культуры РФ Владимир Мединский и кинорежиссёр Никита Михалков.

«Это дата, которая советскими учебниками истории считается окончанием Гражданской войны», – сказал Мединский.

С гражданской войной все сложнее, чем думал бывший министр культуры Мединский. Историки и сегодня спорят, какую дату считать ее началом. Что касается окончания войны, то, безусловно, после эвакуации Врангелевских войск, завершилась история белого движения на европейской территории России.

Но война продолжалась. Исходом белой гвардии из Крыма она отнюдь не закончилась. Официальной датой окончания гражданской войны принято считать 25 октября 1922 года, когда их Владивостока эмигрировали последние белогвардейские формирования.

Но это был не конец, Можно вспомнить  генерала  Анатолия Пепеляева, который до лета 1923 года отчаянно дрался с красными отрядами в Якутии. Современники его называли «сибирский Суворов». А если вспомнить отряды басмачей, которые вплоть до начала 30-х годов хозяйничали на окраинах СССР, то дата окончания гражданской войны становится совсем неопределенной.

И все же официально принято считать, что гражданская война закончилась 25 октября 1922 года.

Поэтому говорить о столетнем юбилее можно только с натяжкой. Хотя у тогдашнего министра культуры Мединского, свой взгляд на историю.  В Санкт-Петербурге, на открытии мемориальной доски Маннергейму, русскому генералу, впоследствии финскому маршалу, союзнику Гитлера, Мединский назвал его героем. Конечно Густав Карлович фигура неоднозначная, но герой это уж слишком. Посчитал бы министр, сколько наших солдат полегло, штурмуя, так называемую, линию Маннергейма.

Не лишним, для объективности, будет напомнить, что 12 сентября 1920 года, большевики выпустили воззвание «К офицерам армии барона Врангеля», которое подписали Ленин, Троцкий, Каменев, а самое главное — известный всем белым (и многим все еще по-человечески симпатичный) генерал А. Брусилов.

«Честно и добровольно перешедшие на сторону Советской власти — не понесут кары» - говорилось в документе. Благодаря подписи Брусилова и желанию остаться на родине колеблющиеся оставались в Крыму, не эвакуировались с остатками армии и надеялись на обещанное прощение. Их обманули (как и самого Брусилова) — сразу же после ухода Врангеля и занятия Крыма красными чекисты приступили к приказу «вымести Крым железной метлой».

Эпилог гражданской войны на юге России был ужасен. Пока не представляется возможным точно оценить количество его жертв: по самым скромным подсчетам, это 12-20 тысяч человек; по мнению Максимилиана Волошина, за зиму 1920/1921 гг. было расстреляно 96 тысяч; встречаются оценки и в 100-150 тысяч человек

Памятник городу навязывают

Довольно странно выглядит позиция городских властей, при которой один и тот же памятник может быть посвящен разным событиям – исходу, примирению, единению, окончанию гражданской войны в целом, и на юге России в частности.

Интернет – издание накануне РУ цитирует ответ Губернатора Развожаева, на вопрос заданный ему во время прямого эфира.

Телезритель напомнил Губернатору, что вопрос установки памятника считался закрытым с 2017 года, после того, как представители законодательной и исполнительной власти города публично признали установку данного памятника нецелесообразной, опираясь на мнение общественности. "Против были все: молодежь, ветераны, эксперты, архитекторы.

В ответ Развожаев дал понять, что дискуссий по этому вопросу проводить не собирается. "Вы знаете, у Вас немножко неверная информация. Когда мы закладывали камень у основания памятника "Примирения", я встретился с молодежью, ветеранами, экспертами, архитекторами, "красными" и "белыми", и мы пришли к выводу, что точно эта тема не для дискуссий, и этот памятник имеет право быть", - заявил Развожаев.

По его словам, установка данного памятника будет приурочена к 100–летию так называемого "Русского Исхода". "В этом году сто лет отмечается "Исходу".

Со слов Губернатора непонятно где он в города нашел «красных» и «белых», к кому себя причисляет. Его слова опять внесли путаницу, какому событию посвящен монумент - столетию исхода войск генерала Врангеля из Крыма, 98-летию окончания гражданской войны, или столетию окончания боевых действий  на юге России?

Однако в Севастополе вопрос установки и содержания произведений монументального искусства, урегулирован на уровне Постановления Правительства

Согласно нормативному акту, решение о согласовании установки памятника принимает Правительство, с учетом решения комиссии по рассмотрению предложений по увековечиванию памяти исторических событий и выдающихся деятелей отечественной истории культуры в городе Севастополе. Такая комиссия в городе создана, по крайней мере, на бумаге. Но найти следы ее деятельности в сети интернет нам не удалось. Так же не удалось обнаружить на официальном сайте Правительства Севастополя правовой акт  о согласовании установки произведения монументального искусства. Хотя Губернатор, своим Распоряжением № 139 РГ от 30.06.2020 года, утвердил единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для выполнения проектно-изыскательских работ по объекту «Благоустройство территории памятника, посвященного окончанию Гражданской войны, в г. Севастополь, в районе ул. Катерной.

То есть можно утверждать, что монумент строится, а точнее уже построен и скоро будет открыт в нарушение норм законодательства города Севастополя.

В этой связи интересно обратить внимание на пункт 2.5. Постановления Правительства Севастополя «О порядке установки произведений монументального искусства и мемориальных досок на территории города Севастополя», в котором указано:
«Если память о лице или о событии уже увековечена в других формах (наименование в его честь мемориальной доски, бюста и т.п.) произведение мемориального искусства не устанавливается.

Как мы знаем, на Графской пристани  уже много лет назад, установлена мемориальная доска в память о соотечественниках вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 года.

Как нам стало известно, Архитектурно-художественный совет, чье участие в рассмотрении вопроса об увековечивании памяти о событии, предусмотрено правительственным постановлением, не привлекался к участию в этой работе.

Таким образом, не вдаваясь в политические предпочтения, можно отметить, что позиция Севастопольских коммунистов, относительно запрета строительства монумента, обоснована. У депутатов появились все основания  для прведения соответствующей проверки, о результатах которой уведомить избирателей.

 

 

 

 

 

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

В Севастополе стартовала декларационная кампания
Ушла из жизни заслуженная артистка Севастополя Татьяна Барткова
С 1 февраля время бесплатной пересадки увеличится до 80 минут
В Севастополе стало больше избирателей
Медсестра из Севастополя судится из-за дискриминационного статуса медицинского учреждения
1646 Город
Отчет о благоустройстве Севастополя: где правила?
В Севастополе изменили перечень массовых социально значимых государственных услуг, подлежащих переводу в электронный формат
Павел Буцай: В помощь нашим воинам и их семьям