Севастополь установил 20-летний рекорд по наплыву мигрантов: что с этим не так
0 1946
В 2020 году, пока российские регионы фиксировали избыточную смертность из-за пандемии коронавируса, Севастополь переживал феноменальный рост населения. Эксперты подозревают, что такие результаты — приписка, либо нужная для получения большего финансирования из бюджета, либо сделанная накануне выборов в Госдуму.
Как следует из данных Росстата, хотя естественная убыль (родившиеся минус умершие за год местные жители) в городе в 2020 году ускорилась, общее количество жителей рвануло вверх на 13,5%. Сопоставимый рост в Москве в 2020 году означал бы увеличение количества жителей столицы на 1,7 млн человек. Аналогичные аномальные скачки населения в новейшей истории России были зафиксированы лишь в республиках Северного Кавказа во время чеченских войн. Начиная с 2003 года, количество жителей не росло больше чем на 4% ни в одном из российских субъектов.
Откуда взялся рост
В 2020 году, по данным ведомства, в Севастополь приехали 15 207 человек. Кроме того, как сообщил представитель Росстата, в городе оказалось на 47 779 мигрантов больше, чем официально считалось ранее — 54 804 — но включать их в данные о миграции статслужба не стала.
Еще в сентябре 2020 года врио губернатора Михаил Развожаев заявлял, что, по его оценке, в Севастополе живет не 450 000 человек, как значилось в официальных данных, а все 700 000. Развожаев обещал жителям восстановить справедливость и обратиться за соответствующим увеличением финансирования в федеральный бюджет. А спустя два месяца после того, как Развожаев был избран губернатором — в начале декабря 2020 года — администрация Севастополя отчиталась о прибытии в город 54 618 мигрантов. Когда именно прибыли новые жители — только лишь в течение 2020 года или в предыдущие годы — городские власти не уточнили (и не ответили на запрос Forbes), однако заявили, что это не предел, и по косвенным признакам, помимо этих прибывших, еще около 90 000-140 000 жителей Севастополя остаются неучтенными.
По итогам 2020 года население Севастополя составит 512 900 человек, прогнозировал директор Департамента экономического развития Севастополя Денис Профатилов в декабре. Развожаев поручил заложить эти данные в прогноз экономического развития Севастополя на 2021 год. А в прогноз на 2022-2023 годы предложил заложить еще большую численность: по словам губернатора, косвенные признаки указывают на то, что «не менее 600-650 000 [человек] проживает в Севастополе».
Исчезающие цифры
Заявить о росте населения за счет мигрантов властям Севастополя, по данным «Вести. Севастополь», позволили данные, представленные севастопольским УМВД в Крымстат. Эти же данные от МВД позволили Росстату опубликовать отчет о росте населения города на 13,5%. Как сказал Forbes представитель Росстата, МВД предоставило статслужбе «уточненные» данные о количестве приехавших в город с 2015-го по 2019 год. Оказалось, что «мимо» регистрации за эти годы прошло 47 779 человек, то есть 47% всех севастопольских мигрантов. Росстат не стал прибавлять этих «недоучтенных» ни к мигрантам 2020 года, ни к мигрантам предыдущих лет, а учел лишь при расчете общей численности населения. Этот факт Forbes подтвердил представитель Росстата.
В 2016-2019 годах показатели Росстата и МВД о миграции всегда коррелировали между собой, хотя данные статслужбы были несколько выше. Но в 2020 году эта корреляция отсутствует — Forbes не удалось обнаружить данных о вновь найденных мигрантах среди публикаций МВД. Центральный аппарат МВД представил данные о миграционном приросте в регионах России 21 января 2021 года: за весь предыдущий год миграционный прирост в Севастополе сократился в два раза и составил всего 2 622 человека (прибыло 14 479 человек, выбыло 11 857). Этого едва хватает, чтобы перекрыть естественную убыль населения в городе. В целом же, начиная с 2016 года (последние доступные данные МВД), число мигрантов в Севастополе выросло на 32 636 человек. Иными словами, данные МВД не подтверждают ни заявление властей Севастополя, ни данные Росстата. Представитель МВД на запрос не ответил.
Нет сведений о мигрантах в Севастополь и в докладе Крымстата о социально-экономическом положении Севастополя — в той его части, где они всегда публиковались (вот, например, данные за 2019 год — на странице 52, а данные за 2018 год можно изучить здесь на странице 53).
Ошибка или приписка?
Рост населения Севастополя на 13,5% похож на статистическую ошибку, считает ведущий научный сотрудник Института демографии имени А.Г. Вишневского Никита Мкртчян: «Севастополь и так демонстрирует большой миграционный прирост, а если они его еще удвоили, то это совсем странно». По его словам, прибытие такого количества людей должно было привести либо к очень серьезному уплотнению жилого фонда, либо к чрезвычайно масштабному жилищному строительству.
К примеру, население Балаклавы (город в составе Балаклавского района Севастополя), по данным Росстата, выросло в 1,5 раза, приводит свои расчеты независимый демограф Алексей Ракша: даже если оно так увеличилось за семь лет, а не за год, весь регион должен был стать огромной стройкой. Но спутниковые снимки не фиксируют никакого массового строительства в Балаклаве, утверждает эксперт.
Росреестр отдельно по Севастополю приводит лишь данные о количестве заключенных договоров купли-продажи за последние два года: их количество сократилось с 14 642 в 2019 году до 13 128 в 2020-м.
Если проанализировать, как изменилась по итогам 2020 года по данным Росстата численность севастопольцев различных возрастов, то можно убедиться, что их количество выросло минимум на 10% во всех группах — вплоть до очень преклонных возрастов, продолжает Ракша. При этом число 20-25-летних увеличилось на 12%, а 40-45-летних — на 15%. Эксперт находит это странным: «Если бы миграция за 2015-2020 годы действительно была такой высокой, то в возрасте 20-25 лет прирост был бы в разы выше, чем в 40-45, потому что обычно в возрасте 20-25 лет мигрируют в несколько раз активнее». Кроме того, небольшая часть 40-45-летних, особенно мужчин, за шесть лет должна была умереть, добавляет он.
Фантастический миграционный прирост — не более, чем приписка, о которой известно демографам, она уже обсуждалась экспертами на конференциях, утверждает профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. Эксперт убеждена, что на Росстат было оказано давление. «Если эти данные подтвердит перепись, ее результаты можно будет выкинуть на помойку, а если и другие регионы начнут делать то же самое, на помойку можно будет выкинуть всю статистику», — считает Ракша.
«Показатели миграции могут уточняться. Они уточняются не только в России, но и в других странах. Но в случае Севастополя удивляет масштаб этих изменений», — замечает директор Института демографии имени А.Г. Вишневского Михаил Денисенко. «Мне тоже хочется понять, откуда взялись дополнительные 47 000 человек», — продолжает он. Возможно, это связано с отложенной регистрацией по постоянному месту жительства, например, военнослужащих и членов их семей, студентов, предполагает Денисенко. Развозжаев говорил, что вычислить незарегистрированных жителей можно только по потреблению воды «и другим признакам».
Что дает городу рост населения
Зачем Севастополю дополнительное население? По словам Развожаева, большая численность населения позволяет городу рассчитывать на большее финансирование из федерального бюджета. «Наша задача — максимально легализовать население, потому что сейчас мы не можем заявить реальные потребности города при обращении за финансированием из федерального бюджета», — цитирует его «Независимое телевидение Севастополя».
Севастополь — дотационный субъект. Как следует из данных Федерального казначейства за 2020 год, он был четвертым в стране по доле господдержки в бюджете после Ингушетии, Чечни и Тувы. В казну города из федерального бюджета в 2020 году было перечислено 42,9 млрд рублей — почти вдвое больше, чем в 2019-м. Межбюджетные трансферты обеспечили 72% всех доходов бюджета Севастополя, рассказывает Наталья Зубаревич, опираясь на данные Казначейства, причем по итогам января-мая 2021 года они выросли на 21% в годовом выражении.
Численность населения субъекта учитывается при распределении социальных трансфертов из федерального бюджета (на медицину, образование), а также трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассказывает Зубаревич. Она также играет роль при распределении социальных бюджетных субсидий. Чем больше людей в регионе, тем больше он получит разнообразных трансфертов, резюмирует она.
Новые жители — новые избиратели
В апреле новостной портал Севастополя ForPost выпустил статью, опровергающую публикации «некоторых ТГ-каналов» о том, что население города увеличивают искусственно, чтобы получить отдельный от Крыма партийный список «Единой России» на предстоящих в сентябре выборах в Госдуму. В частности, информацию об этом распространял «Крымский канал» (@fcpeshka) и, со ссылкой на него — «Brief незыгарь» (@russicatop). Сейчас Крым и Севастополь идут на выборы единым списком: его возглавили глава Крыма Сергей Аксенов, вторым номером идет Развожаев.
Такой рост населения должен привести к заметному скачку количества избирателей в Севастополе, считает аналитик Сергей Шпилькин. Пока этого не произошло, следует из данных Центризбиркома: по данным на 1 января 2020 года, их количество за год выросло на 6 731 человека, то есть всего на 2%, а за предыдущие годы не увеличивалось более чем на 3,2%. Списки избирателей составляются по данным паспортных столов, замечает Шпилькин: они обновляются раз в полгода, плюс актуальные цифры образуются в дни голосования. Если человек живет без регистрации, но приходит на выборы, сведения о нем должны появиться в дополнительных списках в день выборов либо быть внесены в основные. «То есть 20 сентября мы узнаем, сколько в Севастополе на самом деле избирателей», — говорит он.
Сама по себе численность избирателей в том или ином регионе на распределение мандатов внутри партийных списков не влияет — важна явка, замечает политолог Александр Кынев: «Если взять два одинаковых региона по количеству избирателей, мандат внутри списка раньше получит тот регион, где больше явка. У нас аномальные регионы — Северный Кавказ, Татарстан, Башкирия, Кузбасс и так далее — за счет аномалий по явке имеют в нынешней думе на 25 мест больше, чем их доля в числе избирателей страны». Такие же регионы, как Москва, Екатеринбург или Новосибирск, недополучают места внутри списков из-за низкой явки, добавляет он.
В том, что обнаруженные в Севастополе мигранты пойдут голосовать в сентябре, Кынев сомневается: «Как показывает опыт, неофиты (люди, только купившие жилье в регионе) очень плохо инкорпорированы в местную жизнь и обычно на выборах не активны».
Источник: Forbes Staff
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0