
Пасха о время войны
0 121
В далеком 1904 году Российская империя сражалась в Тихом океане с японцами, а в Севастополе продолжалась мирная жизнь с повседневными заботами и подготовкой к главному церковному празднику. Жители обменивались подарками, закупали яйца, окорока и икру, развлекались в театрах и синематографах, посещали спектакли «сочинения Чехова «ВИШНЕВЫЙ САД» и «СЕАНСЫ ОПЫТОВ ИНДИЙСКИХ ФАКИРОВ» - «опыты составляют гвоздь всего ученого мира».
А еще принимали участие в больших гуляниях, организованных городскими властями. Несколько дней в газетах печаталась вот такая реклама: «По распоряжению морского начальства, во время празднования Святой Пасхи 29 и 30 марта и 4 апреля 1904 года в Ушаковой Балке морского ведомства будут устроены для нижних чинов Черноморского флота и для гостей, героев «Варяга» и «Корейца» БОЛЬШИЕ ГУЛЯНЬЯ, на которые допускаются нижние чины сухопутных войск и посторонняя публика. В саду Ушаковой Балки устроены: большая карусель, гигантские шаги, качели, тир для стрельбы в цель на призы, шест для лазания на призы. Два открытых чайных буфета от Черноморских экипажей с продажей пива. СИЛОМЕР «турка». На открытой сцене поставлены будут различные сцены народного быта, танцы, хор балалаечников, гимнастические выходы и разнохарактерный дивертисмент нижними чинами Черноморского флота. ДВА ХОРА МУЗЫКИ от Черноморских экипажей. В 4 часа состоится БЕГ в мешках на призы. Начало гулянья в 11.30 часов дня. Вход в Ушакову Балку для всех бесплатный».
Было и такое объявление: «ТЕАТР в доме Чумакова на базаре. С 29 марта по 5 апреля 1904 г. СИНЕМАТОГРАФ ЭДИСОНА, где будет показана в 3-х отделениях Русско-Японская война и разные сцены. ОРКЕСТР ВОЕННОЙ МУЗЫКИ. Начало представления 8.30 часов вечера, по окончании представления БАЛ с танцами до 2 часов ночи. Цена за вход в Интеллигентный зал 50 копеек, дети платят половину, в народный зал 25 копеек. При театре чайная и столовая. Кухня ведется опытным хорошим поваром. С первого дня Святой Пасхи начинаются в интеллигентном зале с 12 часов дня до 7 ч. вечера ежедневно обеды из 2-х блюд 25 и 30 коп., из 3-х блюд 50 коп., из 4-х блюд и кофе 75 коп.»
Атмосфера праздника чувствовалась в афишах и объявлениях, густо засеянных на полосах самой «большой, старейшей и распространенной в Таврической губернии» газеты – «Крымский вестник». И в то же время торговцы напоминали покупателям, что проценты от прибыли будут перечисляться на нужды войны.
Так, портной и владелец швейного магазина И.Х. Пекер, предлагал «самые приятные и полезные подарки к предстоящим праздникам: в большом выборе граммофонные пластинки последних записей», швейные машины, граммофоны и велосипеды. И уведомлял, что с 20-го марта по 20-е апреля со всех проданных изделий я отчисляю 2% для семейств воинов, ушедших на войну, и 2% на усиление боевого флота.
Высочайший подарок к Пасхе
Пасха 1904 года стала для семьи Михаила Мазура двойным праздником. По правилам Министерства Императорского Двора России (сегодняшнего аналога Администрации Президента РФ) звание поставщика Высочайшего Двора присуждалось два раза в год: на Рождество и на Пасху. В том далеком году Пасха праздновалась 28 марта, а высокая награда «за превосходное качество работ» пришла мастеру заранее.
В начале марта «Министерство Императорского Двора уведомило господина севастопольского градоначальника, что с Высочайшего соизволения, последовавшего 3 марта, предоставлено владельцу фотографии в Севастополе Михаилу Мазуру звание поставщика Двора Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича, с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Великого Князя». Такое сообщение опубликовала газета «Крымский вестник» в № 74 от 19 марта 1904 года в разделе «Хроники».
На тот момент стаж профессиональной деятельности фотографа составлял почти четверть века. Он сам говорил, что фотографией он начал заниматься с 13 лет. Талант, опыт и трудолюбие способствовали признанию его мастерства на самом высоком государственном уровне.
«Поставщик Высочайшего Двора» — одна из высших наград от главы государства. Присуждалось оно самым выдающимся предпринимателям царской России рубежа XIX-XX веков. И было своеобразным знаком высочайшего качества в дореволюционной России. Именоваться так могли лишь избранные личности или компании, которые прошли жёсткий отбор. Получали его фабриканты, художники и ремесленники «за изделия превосходного качества, при обширном и вполне рациональном устройстве самих заведений».
На бланках фотографий М.П.Мазура с тех пор стал печататься знак Поставщика Высочайшего Двора, в разнообразных вариантах, и надпись: «Придворный фотограф» или «Фотограф Двора Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича».
К слову, получить это звание было далеко не простой задачей.
Строгие требования
Что же нужно было сделать, чтобы удостоиться статуса поставщика Высочайшего двора? Чтобы получить это почетное звание, моему прадеду, как и всем кандидатам, требовалось выполнить несколько условий, которые были совсем не просты.
Во-первых, надо было написать прошение на имя Высочайшей особы, то есть испросить на это высочайшего позволения.
Некоторые из таких прошений – великолепные образцы аргументации и мотивации! Вот так, например, один из московских фабрикантов писал главе Министерства императорского двора, князю Петру Михайловичу Волконскому: «Имея счастие неоднократно исполнять поручения Вашей Светлости изготовлением на моей фабрике разных материй для Высочайшего Двора, покорнейше прошу Вашу Светлость исходатайствовать мне у Государя Императора звание придворного поставщика изделий моей фабрики, с правом иметь как на изделиях, так и фабрике Российский Герб. Этим самым, не только сделаете для меня величайшее благо, но и усугубите старание к улучшению изделий».
Во-вторых, ему нужно было уже к тому времени исполнять работы для потребностей Высочайшего двора. Причем, необходимо было соблюдать непрерывность работ.
В-третьих, фотографу надлежало работать на этом поприще не меньше восьми - десяти лет. И это должно было быть подтверждено документами. Новеньким почётное звание не давали.
В-четвертых, фотографировать Мазур должен был лично, то есть быть непосредственно лицом, ходатайствующим о получении звания.
В-пятых, производство поставки должно было быть по преимуществу из предметов собственного производства.
В-седьмых, требовалась успешность поставок или работ, то есть исправное, добросовестное, засвидетельствованное начальством соответствующего установления. Канцелярия Министерства двора строго проверяла все сведения о поставках.
Да еще исполнение заказов - по сравнительно малым ценам. То есть, высокое качество не означало высокую цену. Стоимость товаров и услуг для Высочайшего Двора были относительно низкими.
К тому же, звание предоставлялось лишь на время производства работ или поставок ко Двору.
А также, звание жаловалось владельцам и собственникам мастерских и не переходило к наследникам автоматически.
Кроме того, поставщикам Императорского Двора следовало участвовать в специализированных выставках, не получать претензий от потребителей и всегда поддерживать отличное качество.
Уф! И вот это все нужно было выполнить! Теперь я понимаю, почему так мало было фирм, удостоенных этого звания. Пока все выполнишь, всякое желание потеряется. Но не таков был мой прадед. Мазур прошел этот трудный путь всего за три года!
Фото предоставлены автором статьи.
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Последние новости








Комментарии 0