9 С° нет
Лента новостей

Письма с фронта

Наш постоянный автор, Президент Ассоциации профессионалов социально-культурного развития Людмила Мазур представляет читателям свое историческое исследование.

Все чаще я замечаю синхронность дат, событий, цифр на телефоне и тому подобное. Вот интересно: что первично – совпадения появляются, когда мы их начинаем замечать? Или мы начинаем замечать, потому что они все чаще появляются на самом деле?

Недавно я опубликовала статью о моем дедушке – ассистенте оператора на советских киностудиях – Борисе Михайловиче Мазуре.

И через несколько мою статью на ВК опубликовал внук его друга с комментарием: «Большая редкость найти потомков человека, с которым общались твои предки. Кажется, это тот случай - мой дед Чигирин Иван Иванович в детстве / юности общался с Глебом Мазуром и Борисом Мазуром, о которых идет речь в статье».

 И у нас завязалась переписка. Иван Чигирин, так зовут моего нового знакомого, рассказал: «Вчера разбирал очередную стопку документов, нашел визитку <Бориса Мазура> и решил погуглить и нашел вашу статью. Очень большая редкость. Надо брать с вас пример».

Представляете?! 6 декабря была опубликована статья, а 12 декабря Иван «решил погуглить» и нашел именно эту статью.

Вот что он мне написал: «Мой дед из Севастополя, уехал в 1929 году в Москву. Как я понимаю, они вместе учились, сохранилась переписка, которую вели после того как разъехались из Севастополя кто куда (соответственно, письма деду). Конечно, но информации у меня не очень много. Разбираю дедушкины документы и вношу их в файлы, тоже готовлю книгу.  Фамилия Мазур мне встречалась несколько раз. Я определенно понимаю, что это друг детства моего деда - Чигирина Ивана Ивановича (1908-1988).

Документов очень много, но я в приоритете подберу всё, что касается Севастополя 1920-х и найду письма. Дед жил на Советской, 15 рядом с Владимирским собором. Скорее всего, они учились вместе в училище, о котором написано в вашей статье.

И вот Иван присылает мне письма с фронта моих дедушек – Бориса и Глеба – его дедушке Ване. И до сих пор я в потрясении от этих писем. От слога, от любви, заботы о близких. Мои дедушки открылись для меня с новой, прекрасной, стороны.

И, конечно, я все письма расшифровала и решила опубликовать статью. Но ведь нужны фотографии! А их нет! К сожалению, у нас потерялся альбом военных фотографий деда. Сколько ни искала, не смогла ни у кого из родни отыскать. Но вчера мне пришла в голову благая мысль, и я позвонила в подшефную школу 331 дивизии в Лобне. У них там музей дивизии, где служил мой дед. Каждый год, на День Победы, ветераны собирались в школе № 1. И мне ответила молодая девушка Люба, и мгновенно выслала фотографии! И оказалось, что у них есть фотоальбом, подготовленный Глебом Мазуром, военным фотокорреспондентом.

Вот эти письма. Сейчас они – не только достояние нашей семьи, но и всех, переживших войну и их потомков.

Ивану Чигирину от Глеба Мазура.

11.04.1943 г.

Куда: Москва, Малая Бронная ул., дом 20, кв. 25.

Кому: Чигирину Ивану Ивановичу.

Адрес отправителя: Полевая почта 01836Ж Мазур Г.М.

Дорогие Ванюша и Руфочка. Только сегодня я снова вернулся к своим. О моих исканиях и приключениях написать нельзя, когда-нибудь расскажу, но поиски мои увенчались успехом. За время моего отсутствия накопилось столько работы, что не хватает буквально времени на «поспать». Таких дней у меня будет еще 5-6, а потом дело пойдет на мази. Дорогая Руфочка, очень хочется все же бандероль получить. Заранее благодарен. Теперь в Москве буду после войны. Когда получу подтверждение своей открытки, напишу подробное письмо – к этому времени построю еще жилье в лесу под елками. Ну, будьте здравы. Крепко целую. Ваш друг Глеб.

 

20.06.1943 г.

Дорогие Ванюша и Руфочка. Сейчас у меня был мой товарищ и передал записку. Прежде всего разреши поблагодарить тебя и Руфу за передачу Вере посылки. Пару дней назад в Москву поехал еще один наш друг, мы его зовем «батей», и вполне заслуженно. Он так же для Веры повез посылку. Вера будет иметь возможность улучшить свое питание. Жаль только, что нет в Москве Полины и детей, а то все это безусловно пошло им. Полина писала, что ее Отец и Мать уже получили пропуск и наверно уже в Москве. Ванюша, выбери время и зайди к В.Б. он обещал помочь и от этого ничего нет существеннее. Ваня, получил твою записку, посланную с моим товарищем. В тот же день я тебе написал. Бываешь ли ты у Володи ь.? когда-то я просил зайти к нему специально. И, по-видимому, еще не выбрал времени. Все же надеюсь, что зайдешь. Ну, сообщу тебе еще одну новость, имеющую для меня большое значение: нашу часть наградили орденом Красного Знамени, по этому поводу у меня много было специальной работы для истории. Борис – гвардеец, и теперь я жду момента, когда и мы тоже будем гвардейцами. Вот пока все. Бувайте здоровы. Крепко жму ваши лапы. Ваш друг Глеб. Пишите чаще.

 

04.07.1943 г.

Здравствуйте, дорогие Ваня и Руфа. Получил письмо от 28-6-43 и отвечаю. Спасибо, что не забываете. Маленький казус с поездкой «Бати», и благодаря чему он в Москве не будет. Мне, видимо, придется ждать другой оказии. Мои дела пока идут по-прежнему. Работаю так же, как и раньше. Спасибо, дорогой Ванюша, что обещаешь зайти к Вове. Борис пишет редко, и я все еще получаю от него письма по моему старому адресу. Делаю вывод, что он еще моих писем не получал. Последнее письмо от Бориса получил вчера от 16-6. Он ждет от меня писем с моим теперешним адресом и только тогда напишет мне подробное письмо.

На Веру я очень обижен, она совсем перестала писать. Мне кажется, что в связи с приездом ее родных у бедняжки нет ни минутки свободного времени. Больше всего меня волнует и беспокоит судьба Полины с детьми. Бедняжка осталась одна и невероятно мучается. Ее письма - сплошной плач. Особенно жаль моего мальчика Мишеньку, которого, как ты, Ванюша, знаешь, люблю больше жизни. Вот пока все. Передай привет Володе, Абраму. Юрке, если увидишь, скажи, что я на него зол. Ну бувайте здоровы. Крепко целую, Глеб.

28 июля 1943 г.

Дорогие Руфочка и Ванюша. Получил вашу открытку от 13-6-43 г. Спасибо за внимание. От Бориса я получил письмо только одно, и больше он не пишет. Мои личные дела сейчас не особенно важны, ибо я теперь не в штате и пока работаю по своей специальности временно. Что будет дальше, не знаю, но как только будут какие изменения, напишу. Очень жалею, что твоя, Руфочка, бандероль не получена. Напиши № квитанции и откуда послана (почтовое отделение), я приму меры к розыску. На днях я приготовил посылку и собрался ее послать с товарищем, но ему не дали разрешение на отъезд. С Борисом я уже веду переписку и очень рад за него, что он работает по специальности. В Москву я попаду, когда Полина будет дома. Еще что меня крепко беспокоит – это неизвестность Руфиной посылки. Жаль, если пропадет. Руфочка, пришли, пожалуйста, № квитанции, я отсюда начну розыски, и кажется, можно будет найти следы. Мои дела идут хорошо, работы много, и я с ней вполне справляюсь. Вот пока все. Крепко вас целую, Глеб. Привет Вове и Мише.

07.08.1943 г.

Я о этом не сожалею. Мои служебные дела идут полным ходом. Жду от вас писем. Передавайте привет Володе Чигирину и Абраму Руманову. Заходит ли к вам Вера? Ну, будьте здоровы. Крепко жму ваши руки. Ваш друг Глеб.

22.09.1943

Дорогие Ванюша и Руфочка!  Получил письмо с картинкой от 15.09.43. Ваши упреки подействовали на меня убийственно. Хотя должен сказать, я в письмах очень аккуратен и пишу очень часто. Руфочка, не огорчайся, ведь перо от Ванюши получил и успел написать в прошлом письме «спасибо». Ванюша, мои письма в Уфу возвращаются ко мне с отметкой «выбыла в Кукуево». Это значит, что Полина в Москве, а от меня нет письма. С нетерпением жду от нее письма. Возможно, что ты повидаешь Полину с детьми. Беспокоит меня ее молчание, и видимо, под влиянием Веры и Родичей. Если что узнаешь, напиши. Мои дела хороши, а наши успехи еще лучше, беспрерывно двигаемся вперед, и уже Москва салютовала нам за наши дела. Попасть в Москву мне не удастся до окончания войны. Так что, дорогие друзья, на этом фронте – неудача. А хотелось бы повидаться. Привет всем друзьям. Целую вас крепко. Глеб.

05.10.1943.

Дорогие друзья Ваня и Руфа. Спешу поделиться новостью. Нашей части присвоили звание «Гвардейская». Мы первые вошли в город. Будьте здравы. Крепко целую. Глеб. Пишите.

26.11.1943

Ваня, родной! Если у меня за все время войны была радость. То это – одна, когда я получил от тебя письмо. За время войны я был в Москве 4 раза. Тщетно искал тебя и через Библиотеку Ленина и был у тебя дома, не застал, нигде, не было о тебе сведений. Я уже вообще потерял надежду найти тебя, и вдруг от тебя письмо. Я очень рад, а главное, что буду иметь от тебя сведения о Москве. Я надеюсь, в скором времени быть в Москве и наверно зайду к тебе. Будь готов к встрече меня. В последний раз, когда я уезжал из Москвы в РККА, я говорил с тобой по телефону и ты дал мне сомнительный адрес, по которому, кстати, написал тучу писем. И вот уже 2-1 год, как от тебя ничего не было. В общем, я жду от тебя подробного письма. Теперь коротко о себе. В одном из соединений я работаю фотографом. Стал им с мая 1942 года. До этого был в Марийской республике в Йошкар-Оле, где чуть не погиб. Когда встретимся, об этом периоде расскажу. В этой части, где нахожусь сейчас, с января 1942 года. Как только получу от тебя ответ, пришлю фото, и ты будешь судить о моем звании и вообще. Борис мне писал и неоднократно спрашивал о тебе, и вот уже месяц, как от него нет писем, я очень беспокоюсь.

Теперь о семье. Полина в Башкирии, в Уфе, где живет чрезвычайно плохо. Я принял все меры к переезду ее в Москву и жду результаты. У меня теперь 2 сына, Миша и Женя, причем Жене в марте исполнится год. На этих днях у меня должны произойти изменения, о которых сообщу потом. Сейчас я имею переписку с Юрием Чарнецким, он тоже служит в Москве. О маме и Шуре ничего не знаю. Последнее письмо из Севастополя получил в мае 1942 года и с тех пор ничего. У Шурика так же было 2 сына. Живы ли они сейчас или нет, не знаю.

 Напиши, дорогой друг, обо всем. Где Коля и Володя, что с Мамой. Жду очень подробного письма. Радость от письма от тебя настолько взволновали меня, что даже не могу складно написать тебе письмо. Ты за нескладность прости. Ну, будь здоров, дорогой друг. Крепко тебя целую, твой друг Глеб. Пиши почаще.

28.11.1943

Дорогие друзья, Ваня и Руфа. Ваших писем не дождался и пишу сам. Ванюша, ты обещал побывать на Воробьевых и слово не сдержал. Полина мне не пишет, а посему обращаюсь к тебе с просьбой. Все же выбери время, съезди на Воробьевку и напиши мне. Только не преукрасив, а голую правду. Больше всего меня интересует мой сын Михаил. У меня дела… (неразборчиво). На днях побывал на старой работе и 4 дня фотографировал в связи с тем, что старого фотографа убило. Вот пока все. Будьте здравы. Крепко целую. Глеб. Привет Вове.

24.05.1944 г.

Дорогие друзья Руфочка и Ванюша! От всего сердца поздравляю с рождением сына. Поцелуйте за меня вашего Ивана Ивановича. Когда-то, в прошлом, заядлый холостяк Ван Ваныч стал папкой. Ура!!!  Растите хлопца и сделайте из него хорошего человека.

Ванюша, вместе с тобой рад освобождению нашего родного Севастополя. Все же жалею, что это событие не произошло во время моего пребывания в Москве. Досадно, что не повидал В.Б. и Юру. Получил письмо от Бориса из Молотова, там он уже работает на заводе.

По приезде из Москвы заработал 10 суток строгого за то, что не взял с собой в ремонт пишущую машинку. Теперь все позади. И мало того, вчера мне вручили правительственную награду. Все это, конечно, хорошо, но 10 суток оставили неприятный осадок и, наверное, на всю жизнь.

25 дней я не работал, и за это время столько накопилось работы, что мне теперь приходится работать день и ночь. Как только поубавлю работы, займусь фото. Надо будет сделать вкладыши в кассеты в аппарат 9х12, а пластинки 6х9. Бумаги много есть, а проявлять и печатать придется ходить километров за 12-14. Все это, конечно, пустяки. Больше всего меня сейчас интересует вопрос, поднятый тобой. Дождусь ли я этого, не знаю, ибо теперь условия жизни слишком усложнились ввиду его активности. Буду надеяться на благоприятный исход. Ваня, если увидишь Юрку, обругай его за упорное молчание.

Очень мало я сделал в Москве для Полины и детей. Оно и понятно, ибо у солдата средств мало, а возможностей нет никаких. Конечно хорошо, что повидал семью, а уехать с сознанием, что семья не обеспечена, это тяжело. Вся надежда, что я смогу лично помогать Полине и работать с ней вместе.

Меня забавило письмо Бориса. Он пишет, что «привык в Армии ни о чем не думать, а здесь приходится все покупать». Ничего, пусть начинает вновь жить. Только он до сих пор не хочет написать, как он ранен и каковы последствия. Видно, дело не весьма хорошо, если его демобилизовали. Может быть, он тебе напишет, тогда черкни мне.

Хочется узнать о судьбе Мамы, Саши и Муси, и не знаю, кому написать. Посоветуй. Все это омрачает радость освобождения нашего родного города.

Посмотри здесь картину Кутузов», понравилась. Как видишь, Ваня, и у нас бывают развлечения. Плохо, что летом водки не дают, а то бы выпил за здоровье 2-х Иванов Ивановичей и Руфочки. Надеюсь, что в своих заздравных чарах найдется вино и за мое здравие. Твоих писем, Ваня, жду с нетерпением и чаще меня информируй об успехах. Поверь, это меня интересует. Вот пока все. Будьте здоровы, дорогие друзья. Желаю успеха во всем. Крепко жму руки. Ваш Глеб.

05.03.1945 г. Восточная Пруссия

Дорогой Ваня! Получил письмо от Шурика. Он и Муся живы. Один сын Вовка умер с голоду, а сейчас у них сын Котик 4 лет и Лидочка 10 месяцев. О маме он написал очень кратко, что она сгорела. Я ему написал, чтобы он описал подробно. 8 месяцев прятались по подвалам от бомбежек. Муся была в Инкерманских штольнях и, когда немцы взорвали их, то чудом уцелела вместе с Котиком. Шурик нашел их полуживыми. До сих пор не могут прийти в себя. Саша сейчас работает в винсовхозе начальником снабжения и приглашает после войны к себе. Посылаю тебе его адрес: Кр.АССР, Бахчисарайский район, деревня Мамашай, Винсовхоз им. П. Осипенко. Ванюша, дай адрес Шурика Володе, пусть напишет. Приятно будет им знать, что о них понят и не забыли. Мои личные дела в порядке. Пока отдыхаем. Вот пока все. Будь здоров, дорогой, крепко тебя обнимаю, твой Глеб. Привет Руфочке и Ванюшке. Пиши чаще.

09.05.1945 г. Каунас.

Дорогие Ваня и Руфа. Поздравляю Вас с большим и радостным днем, с праздником Победы. Теперь я, наверняка, вернусь в Москву, думаю, что к моему приезду организуем встречу друзей и поднимем стопки в честь победы и возвращения с фронта. Еще ни от кого не получил писем. Что делается в Москве, сейчас могу только представить.

Будьте здоровы, дорогие друзья. Крепко обнимаю. Ваш Глеб.

Поцелуйте маленького Ивана Ивановича.

19.06.1945 г. Каунас

Дорогой Ванюша! Наконец-то получил твое письмо от 05.06. Все поздравления принимаю с большой спасибою. В первых числах июля буду совсем здоров. Куда направят отсюда, еще не знаю. По всей вероятности, в часть, ибо никаких поверхностных изменений, в моем телосложении, нет. Моя мечта приехать в Москву. Перед ранением получил письмо от Саши. Приглашает в Севастополь в Мамашай. Описывать сейчас не буду, а когда увидимся, расскажу за стопкой. Ванюша, пиши, письма не пропадут. Твоему письму рад. Мало ты пишешь о себе. Сегодня разглядывал себя в зеркало и не нашел ни одного седого волоса. А было от чего поседеть. Будь здоров, дорогой. Крепко обнимаю тебя и твою семью. Твой друг Глеб. Володе привет.

30.06.45. Каунас

Вчера прошел комиссию, и дали месяц отпуску, после чего в часть. Числа 4-5 поеду в Москву. Значит, здоров, и окончательно. Все это наполняет меня радостью. Что будет после отпуска, я еще не задумываюсь. Очень хотел бы повидать тебя в первый день приезда. Жаль, что не знаю твоего телефона. Получишь письмо, позвони Юрию. Пока все, остальное расскажу. Крепко обнимаю вас всех троих. Твой друг Глеб.

Фото предоставлено автором статьи

Главная новость по теме

Личное дело ассистента оператора Наш постоянный автор, Президент Ассоциации профессионалов социально-культурного развития Людмила Мазур представляет читателям свое историческое исследование.
0 206

 

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Замороженные золотовалютные резервы России: Член Общественной палаты Севастополя Сергей Круглов процитировал Бисмарка
В Севастополе проводили в последний путь ефрейтора Александра Викторовича Федотова
В Севастополе реорганизация ГУП оптово-розничных, торговых комплексов завершится в феврале
Бывшая замдиректора Департамента управления делами губернатора и Правительства Севастополя Севастополя признана виновной
Заксобрание г.Севастополя закупило подарочных часов на 1,4 млн рублей
Здание штаба Черноморского флота исчезло из реестра культурного наследия?
Часть Севастополя 22-23 декабря останется без воды из-за ремонтных работ
Объект культурного наследия в СТ «Строитель» повредили в процессе электрификации

Используя сайт a4.news, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности и обработки Персональных данных