17 С° нет
Лента новостей

Станет ли Кучма «лишенцем»?

«Этот коротенький, как я считаю, популистский законопроект, таит в себе много подводных камней, о которых депутаты пока не догадываются. Но о них позже, после принятия закона».

Этой фразой я закончил предыдущую статью, в которой писал о проекте закона, «О внесении изменения в статью 8 Закона города Севастополя от 29 мая 2015 года № 149-ЗС «О Почетном гражданине города Севастополя».

31 мая, депутаты ожидаемо приняли этот закон. Из 19 –и присутствующих на пленарном заседании депутатов, его поддержали 16. Трое воздержались.

Сразу оговорюсь. Принятое депутатами решение, которым они разрешили сами себе  лишать звания «Почетный гражданин Севастополя», лиц  дискредитировавших  Российскую  Федерацию, находится в их компетенции. Другое дело, что правовой механизм, лишение почетного звания по результатам проведения общегородского референдума, уже был (и остался) в законе Севастополя.  Народные избранники просто упростили себе жизнь. На заседании заксобрания прозвучало: «референдум это долго…» потом это «долго» привязали к реалиям – проведению спецоперации. Таким образом, выстроилась логическая цепочка -  человек, ради лишения регалий которого, принимались поправки  в закон – враг. Его имя надо срочно удалить из списка «Почетных граждан Севастополя».

У меня нет ни малейшей симпатии к этому  персонажу из нашего недавнего общего прошлого, но недоумение, вызванное показной спешкой депутатов, заставило недоумевать.

Давайте перенесемся в не такое далекое прошлое. Я короткими штрихами покажу судьбу одного известного преступника советского времени. Его дело, любили приводить в качестве примера преподаватели многих юридических ВУЗов.

Как расстреляли «Косого»

Он мог бы войти в историю криминальной Москвы, как удачливый «валютчик», скопивший невиданное, по тем временам, состояние». Маленького роста, косой на один глаз, без образования, но с солидным уголовным прошлым, он носил на лацкане пиджака университетский значок. Его любовницей была Ляля  (Лиля ) Дроздова, которая до расстрела всесильного министра, была любовницей Лаврентия Берии. (О ней отдельно можно написать целый рассказ. У женщины было три любовника, все трое приговорены к высшей мере. Умерла в 2014 году, не оставив воспоминаний).
Именем Яна Рокотова в  Нью-Йорке названа улица. В Америке так же отчеканена юбилейная монета – «Один Рокотов». Есть непроверенные сведения о том, что в одном из городов Германии, Рокотов является почетным гражданином.

Но судьба не была благосклонна ни к нему, ни к его подельникам.

В 1957 году серые московские улицы заметно приукрасились. По всей столице ходили группы  хорошо одетых иностранцев, девушки в цветных нарядных платьях, мужчины в  невиданных в СССР, узких брюках. Москва принимала VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

В то время советские люди ничего не знали о долларах. Но иностранцев рубли не интересовали, они были готовы продавать привезенные с собой сувениры только за валюту.

В это, или примерно в это время, отбывший 7 лет в сталинских лагерях, по печально известной 58-й статье, Ян Рокотов по кличке Косой, сколотил группу фарцовщиков, которая промышляла в самом центре Москвы, на Тверской, в которую вошли  Владислав Файбышенко по кличке Владик и аспирант «Плехановки» Дмитрий Яковлев  - Димыч.

На ниве спекуляции валютой и золотыми червонцами царской чеканки, группа работала долго и очень успешно. Не буду останавливаться на захватывающих криминальных сюжетах, но всему приходит конец. Их поимку курировал лично председатель КГБ СССР Александр Шелепин, известный в партийных кругах по кличке «Железный Шурик».

Уголовный кодекс того времени был суров к спекулянтам. Предусматривал за незаконные операции с валютой наказание до 8-и лет лишения свободы. Ровно столько троица и получила. Они были довольно молоды, и  смотрели в будущее с некоторым оптимизмом.  Отсидят, выйдут, жизнь на тюремном сроке не кончается. Несмотря на молодость, они прекрасно помнили сталинские времена, и наверняка благодарили бога, что не поставили к стенке.

Но их дело держит на контроле лично Никита Сергеевич Хрущев.

Узнав о таком «мягком» на самом деле максимально строгом приговоре, Никита Сергеевич пришел в ярость. Стране нужна валюта – а какое-то жулье ее перехватывало? И за это всего восемь лет?  Ярость главы государства была столь велика, что сочли за благо быстренько переписать закон. Теперь он предусматривал за незаконные валютные операции до 15 лет лишения свободы.

Казалось бы, героев повествования, изменение закона не должно коснуться. Ведь их преступная деятельность была пресечена до ужесточения уголовного закона. Универсальный принцип -  «закон обратной силы не имеет», в общем-то, в СССР соблюдался.

Но не тут – то было.  Новый суд и новый, максимально строгий приговор. Но и 15 лет Никиту Сергеевича не устроили. На Президиуме ЦК он впал в истерику, ссылался на «трудящихся», возмущенных «гнилым либерализмом», генпрокурору Роману Руденко орал: «Не думайте, что ваша должность пожизненная».

Хрущев забыл собственные идеи о том, что осужденных надо брать на поруки, что сажать надо меньше, он оказался  довольно жесток.

Нетрудно догадаться, что Уголовный Кодекс еще раз подкорректировали. Прозвучал третий, на этот расстрельный приговор, который был приведен в исполнение в Пугачевской башне Бутырской тюрьмы 16 июля 1961 года.

Кстати 88 – я  расстрельная статья, на жаргоне «бабочка»,  просуществовала в РФ до 1994 года.

То, что сейчас стало обыденным, купить доллары или евро, в недалеком прошлом наказывалось расстрелом. А «злая» статья, предусматривающая суровое наказание за спекуляцию, т.е. скупку и перепродажу с целью наживы, нынче именуется бизнесом. Им занимаются вполне себе уважаемые люди. В этой связи, как нельзя, кстати, вспоминается киношная афиша с броской надписью «Никогда не говори «Никогда».

Эту историю я напомнил читателям, чтобы через исторические параллели подчеркнуть, что бывает с законом, когда его подгоняют под сиюминутные интересы, чью то политическую волю.

Вернемся к закону о лишении звания «Почетный гражданин»

У нас в городе имеются четыре категории почетных граждан. Почти все их фамилии, кроме одной, выбиты на мраморной стеле у подножия Матросского бульвара.

Первая категория – дореволюционная. В ней мы видим такие фамилии как Эдуард Иванович Молебен - герой Первой обороны, первый градоначальник Павел Иванович Перелешин, морской министр Российской империи Иван Константинович Григорович, и другие.

Вторая категория, это люди, которым почетное звание было  присвоено в советское время. Здесь первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин, второй космонавт Герман Степанович Титов,  Эдуард Аркадьевич Асадов – известный поэт, потерявший зрение в боях за Севастополь. Мария Карповна Байда - Герой Советского Союза, четверть века проработавшая заведующей центральным Загсом Севастополя, и другие достойные граждане.

Третья категория, это люди, получившие общественное признание во времена, когда город находился под юрисдикцией Украины.

Среди них мы встречаем фамилии Петра Михайловича Градова, участника войны, автора песни «Легендарный Севастополь», которая является гимном города (не встретим фамилию композитора  Вано Мурадели, написавшего музыку к городскому гимну), Антона Николаевича Шкаплерова, космонавта, уроженца Севастополя,  героя России, и многих других выдающихся, действительно заслуженных людей, среди которых есть и второй президент Украины Леонид Данилович Кучма.

После 2014 года, звание «Почетный гражданин Севастополя» было присвоено только одному человеку – Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину.

Это событие произошло 31 мая 2016 года.

За это решение депутаты проголосовали единогласно.

Во время этого пленарного заседания, депутат Татьяна Сандулова задала вопрос докладчику о возможности исключения из списка почетных граждан города Севастополя, Президента Украины с 1994 по 2005 годы Леонида Кучмы.

«- Безусловно, такая возможность есть, но для этого нам нужно вместе поработать над законом о референдуме, потому что, согласно законодательству, такое решение могут принять все севастопольцы, участвующие в референдуме. Подобного права не имеет ни Законодательное Собрание, ни комиссия по присвоению звания «Почетный гражданин города Севастополя», - ответила на вопрос депутата председатель заксобрания Екатерина Алтабаева.

Тогда у законодателей была такая правовая позиция, которая не оспаривалась.

Я не случайно подчеркнул существование четырех категорий почетных граждан. Одним это звание присваивалось императорским указом, другим решение совета депутатов, третьим – органом местного самоуправления, каковым являлся по украинским законам Городской Совет Севастополя.

В тоже время. В соответствии со статьей 40 Закона Севастополя «О правовых актах города Севастополя», указано:
«В правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт».

Законодательное Собрание Севастополя не является правопреемником севастопольского городского Совета, который присвоил Л. Кучме звание «Почетный гражданин». Первый  - орган государственной власти субъекта, второй орган местного самоуправления. Общего между ними только то, что депутаты заседают в одном и том же помещении.

Но не буду сильно упирать на закон. Его соблюсти почти невозможно.

Для примера приведу статью 37, которая регулирует вступление в силу нормативных актов.

«Постановление Законодательного Собрания города Севастополя вступает в силу со дня его официального опубликования», тут все правильно, не придерешься. А вот к актам правительства отношение иное:


«Распоряжения Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя, органов исполнительной власти вступают в силу с учетом требований части 7 настоящей статьи, со дня их подписания».

Пусть не смущает отсылка к части 7 этой статьи, в ней указано: «Если отдельные положения правового акта вступают в силу в ином порядке или с иной даты, чем правовой акт в целом, такой порядок или такая дата должны быть указаны в тексте самого правового акта».

Все это трудночитаемо и тяжело воспринимаемо. Смысл в том, что по смыслу закона правительственный и губернаторские правовые акты могут вступить в силу без официального опубликования. С момента их подписания.

В тоже время в законе есть и такая фраза:

«Законы города Севастополя, нормативные правовые акты Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя не могут применяться, если они официально не опубликованы». Пусть это отступление будет подсказкой для нынешних депутатов.

На пленарном заседании сессии, выступая по поводу принятия изменений в закон, позволяющих депутатам лишить гражданина почетного звания, председатель В. Немцев, сообщил, что группа депутатов уже готова  внести проект постановления о лишении Кучмы звания «Почетный гражданин».

Мы помним, что в правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт.

С почетным гражданством Л.Кучмы, все сложнее. Его звание утверждено законом Севастополе «О Почетном гражданине города Севастополя» https://sevzakon.ru/view/laws/bank/05_2015/o_pochetnom_grazhdanine_goroda_sevastopolya/ в статье 9 которого указано:
«Лица, удостоенные званий «Почетный гражданин Севастополя», «Почетный гражданин города-героя Севастополя» до вступления в силу настоящего Закона, признаются Почетными гражданами города Севастополя».

Казалось бы, какая разница, депутаты внесут не проект постановления, а соответствующий проект закона.

Если вы студент юридического ВУЗа, то не пытайтесь довести до инфаркта своего преподавателя ТГП (теории государства и права), заявив, что закон может быть рассчитан на однократное применение и касаться конкретного лица. В теории закон, это нормативный правовой акт, изданный  в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, содержащий наличие правовых норм правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений».

Поэтому, по отношению к персоне Л. Кучмы, принятие закона никак не подходит. Акт, которым его могут лишить почетного звания, носит индивидуальный характер, и не содержит норму права. Подзаконным актом лишить его звания, тоже вряд ли получится, если говорить о юридической чистоте документа. Ведь присвоение ему звания «освящено» силой закона.

Кроме того, в соответствии с Уставом Севастополя, в части наградной деятельности, заксобрание не наделено правом лишать, ранее награжденных лиц, почетного звания. П. 12 ст. 20 устава среди полномочий заксобрания указывает:
«Законом устанавливаются награды города Севастополя (почетные звания, премии, стипендии), а также порядок награждения».

Как видим, лишать гражданина почетного звания, полномочий, предусмотренных основным законом города у заксобрания нет.

Впрочем, 84-летний Л.Кучма вряд ли кинется в севастопольский суд, обжаловать решение заксобрания. И общество в целом, воспримет новость о «лишенце, скорее положительно.

Я писал лишь о тенденциях местного законотворчества, которые не могу назвать здоровыми и передовыми.

Борис Колесников

Главная новость по теме

Депутаты хотят упростить порядок лишения звания «Почетный гражданин Севастополя»
0 1385
Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

В Севастополе простились с бойцом СВО Денисом Усольцевым
Алексей Верещака будет исполнять обязанности главы Ленинского муниципалитета
В каждом втором субъекте страны орудовали подпольные оружейники
Строительство трех надземных пешеходных переходов завершено на Камышовом шоссе
1671 Город
Поддержи Севастополь на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ!
Мошенники, привлекшие средства граждан для долевого строительства, отправятся в суд