Борис Колесников
Их испортил земельный вопрос
0 1145
9 июня в Правительстве Севастополя прошло заседание градостроительного совета. Информация об этом мероприятии опубликована на официальном правительственном портале.
Градостроительный совет обсуждал ряд вопросов развития города, в том числе и архитектурно-градостроительную концепцию комплексного развития территорий ТСН «Нижняя Учкуевка» и «Верхняя Учкуевка».
Эта статья вызывает множество вопросов, но пока остановлюсь на одном из них, который видится очень принципиальным.
Читаем в статье высказывание заместителя губернатора Максима Жукалова который уточнил, что там, где земли имеют статус сельхозназначения реализация КРТ (комплексного развития территории) будет невозможна до принятия генплана.
В своем телеграм –канале Губернатор Севастополя Михаил Развожаев написал:
«Сегодня провел заседание Градостроительного совета. Рассмотрели один из самых важных и долгожданных вопросов о КРТ ТСН «Верхняя» и «Нижняя Учкуевка». … члены Градсовета утвердили архитектурно-градостроительную концепцию комплексного развития территорий.
Напомню, в этих ТСН участки имеют вид разрешенного использования - земли сельскохозяйственного использования, но дальнейшее их развитие бесперспективно».
Обратим внимание, что губернатор говорит о виде разрешенного использования земельного участка – сельскохозяйственного использования, а его заместитель, М. Жукалов о землях сельскохозяйственного назначения.
В этом смысле, общую неразбериху с назначением земельных участков усиливает депутат заксобрания В.Горелов – многолетний председатель профильного комитета севастопольского заксобрания.
«И мне кажется для того, чтобы системно и аргументировано принимать решение по новым земельным участкам, которые касаются земель сельхозназначения, необходимо сначала принять и утвердить закон города Севастополя о землях сельхозназначения», — цитирует депутата интернет – издание Новости Севастополя.
Закон о землях сельскохозяйственного назначения в Севастополе пытались «протолкнуть» раза три, не меньше. Например, ЭТОТ.
Но это было в первом созыве заксобрания, когда к нормам закона, хоть не всегда, но прислушивались., и закон «не проходил».
Сельхозназначение и сельхозиспользование. В чем разница?
Читатели могут удивиться. В городе выращивают виноградники, яблони, клубнику, которые попадают на столы горожан. Где же еще выращивать урожай как не на землях сельскохозяйственного назначения?
Согласно Земельному кодексу РФ «Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства». (ст.77 ЗК РФ)
В то же время статья 83 ЗК РФ говорит «Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий».
Но читатель может возразить, в городе федерального значения Севастополе, есть много населенных пунктов, например Терновка, Родное, Орлиное, Тыловое Оборонное и т.д. Между ними существует незастроенное пространство, которое как раз и можно отнести к землям сельскохозяйственного назначения, поскольку они находятся за границами населенных пунктов. Вроде все резонно.
Но дело в том, что сам субъект Федерации-город федерального значения Севастополь, является населенным пунктом, поскольку он город.
Можно привести ссылки на трудночитаемое действующее законодательство, например Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» в котором указано:
« географические объекты - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования …, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты»,
или комментарий к статье 84 Земельного кодекса РФ:
«Пункт 2 комментируемой статьи посвящен установлению границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимость введения специальных правил в отношении этих городов обусловлена особым статусом Москвы и Санкт-Петербурга как полноправных субъектов Федерации. Москва, кроме того, является столицей России. Тем самым границы городов федерального значения одновременно выполняют функции границ населенных пунктов и границ субъектов Федерации».
Но лучше расскажу давно подзабытую историю.
Когда охота на охоту
Охота, как известно, довольно затратное увлечение, как правило, ей занимаются люди, которых принято называть состоятельными. В Севастополе таких немало. Это хобби свойственно отставникам минообороны и МВД, большими погонами, увлекаются ею некоторые депутаты. В общем лобби солидное. Именно оно подтолкнуло бывшего губернатора Севастополя Сергея Ивановича Меняйло инициировать в Госдуме законопроект «Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
После долгих дискуссий в стенах Государственной думы, законопроект всё-таки приобрел статус закона, но название его несколько изменилось. В окончательной редакции он выглядит так: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 309-ФЗ
«Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым»/
Как видим, упоминавшийся в законопроекте «город Севастополь» в окончательную редакцию не вошел, несмотря на большое количество охот–лоббистов, проживающих в Севастополе.
Честно говоря, я в то время, не ожидал, насколько популярна эта забава в нашем городе.
Все дело в том, что Лесной кодекс РФ содержит понятие «городские леса», т.е. лесные массивы, находящиеся в черте города, в его границах. Охота в таких лесах категорически запрещена.
Принимая закон, депутаты российской Думы посчитали, что границы субъекта федерации – города федерального значения Севастополя — совпадают с границами населенного пункта – города Севастополя, поэтому ни о какой охоте в черте города речи быть не может.
Логика в этом есть, она неоспорима, ведь субъекты федерации — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — это, прежде всего, города. Правда, у первых двух субъектов, в отличие от нас, имеются области — Московская и Ленинградская.
Кстати в столице вопрос с категориями земель решили давно и радикально. В законе «О землепользовании в городе Москва» указано: «Все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов».
Напомню, что составе Москвы четыре города (Зеленоград, Московский, Троицк, Щербинка) и свыше 300 деревень, сёл, посёлков, хуторов.
Но как быть с сельхозпроизводителями?
На мой взгляд, ничего страшного не происходит, в населенных пунктах могут быть земли сельскохозяйственного использования. (не путать с землями сельскохозяйственного назначения)
Градостроительный и Земельный кодекс определяют, что в совокупность зон сельскохозяйственного использования, т.е. земли населенных пунктов, могут включаться:
• пашни;
• сенокосы;
• пастбища;
• участки с многолетними насаждениями;
• здания и сооружения сельхозназначения (которые используются для ведения сельского, дачного, личного подсобного хозяйства, садоводства).
Поэтому аграрии, в случае если в Севастополе, будут руководствоваться законами, а не хотелками, аграрии не пострадают ни при каких обстоятельствах.
Что будет если в Севастополе примут закон «О землях сельскохозяйственного назначения?
Если местные депутаты, как водится, дружно проголосуют за этот закон, то возникнет проблема - вынужденная передача почти 70% территории города в федеральную собственность.
Что бы принять такой закон, при условии, что прокуратура не очень реагирует на вывихы местного законодательства, сосредоточив свое внимание на соблюдении законодательства федерального, надо раздробить город на населенные пункты. При этом много и умно говорить о черте урбанизированной застройки, то за границы этих населенных пунктов автоматически окажутся городские леса.
Общая площадь лесов города Севастополя составляет 34,3 тыс. га.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Защитные леса, согласно законодательству, могут располагаться на землях населенных пунктов, но стоит только раздробить город, определив границы населенных пунктов, без учета сам Севастополь является таковым, все леса попадут в Лесной фонд, который в свою очередь, является федеральной собственностью. То есть будет управляться непосредственно из столицы.
«Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности». (ст.8 Лесного кодекса)
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда будет признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Вот и получается, что на градостроительном совете, народ покивал, согласился, проголосовал, но вопросов не задал. О каких земельных участках идет речь, сельхозназначения или сельхозиспользования, осталось непонятным. Впрочем, все их решения имеют только рекомендательный характер и не обязательны для исполнения правительством города.
Мы продолжаем наблюдать за этой историей, ведь и к самому созданию КРТ есть много вопросов.
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0