Издание «А4 Новости» неоднократно обращало внимание читателей на несовершенство севастопольского законодательства. В местных действующих законах во многих случаях содержатся отсылки к федеральному законодательству, утратившему силу.
Главная новость по теме
Севастопольские законы — потенциальный источник проблем
337
Это создает правовую неопределенность и затрудняет применение местных норм. Зачастую, чтобы разобраться в сути закона, необходимо проводить целое детективное расследование, отслеживая все изменения в федеральном законодательстве и сопоставляя их с устаревшими отсылками в севастопольских законах. Это не только отнимает время и ресурсы у правоприменителей, но и создает риски для граждан и бизнеса, которые могут быть введены в заблуждение неактуальной информацией.
Но вот, вроде бы, появилась первая ласточка. Депутаты севастопольского Заксобрания Р. Кулаков, Н. Кирюхина и М. Сухенко зарегистрировали законопроект 19/36 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты города Севастополя».
«Проект закона города Севастополя «О внесении изменений в отдельные законодательные акты города Севастополя» (далее — законопроект) разработан в целях приведения законов города Севастополя в соответствие с федеральным законодательством» (замена ссылки на утративший силу Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ссылкой на вступивший в силу Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»), — сообщают авторы законопроекта в пояснительной записке.
Данный законопроект получил положительное заключение юридического управления Аппарата Законодательного Собрания и готов к принятию.
Законодатели собираются внести изменения в три закона Севастополя:
№ 91-ЗС «О сроке направления актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя Законодательному Собранию города Севастополя»;
№ 159-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в городе Севастополе»;
№ 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя».
Рассмотрим первый законопроект. Депутаты излагают его в следующей редакции:
«В преамбуле Закона города Севастополя от 19 декабря 2014 года № 91-ЗС «О сроке направления актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя Законодательному Собранию города Севастополя» слова «статьей 23 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «статьей 61 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»
Вроде бы, никаких вопросов не возникает. Но это до тех пор, пока не посмотрим закон, в который предлагается внести изменения.
Фабула изменяемого закона звучит так:
«Настоящий Закон, в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 3 статьи 27, частью 4 статьи 35 Устава города Севастополя, устанавливает сроки направления актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя Законодательному Собранию города Севастополя».
Действительно, часть 4 статьи 35 основного закона — Устава Севастополя — предписывает:
«Постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов города Севастополя направляются в Законодательное Собрание города Севастополя в сроки, установленные законом города Севастополя».
А вот статья 61 Федерального закона № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» предполагает несколько иные права и обязанности. В ней указано:
«Нормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, исполнительных органов субъекта Российской Федерации направляются в законодательный орган субъекта Российской Федерации в сроки, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации».
То есть, в законодательный орган должны направляться не все документы, издаваемые губернатором и исполнительными органами, а только те, которые носят нормативный правовой характер.
Чтобы избежать длинных и малопонятных разъяснений, сошлюсь на статью 6 закона Севастополя № 737-ЗС «О Правительстве Севастополя»:
Правовые акты Правительства, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановления. Правовые акты Правительства по вопросам организационно-распорядительного характера, не имеющие нормативный характер, принимаются в форме распоряжения.
Таким образом, депутаты, внося изменения в закон «О сроке направления актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя Законодательному Собранию города Севастополя», не устраняют несоответствие федеральному законодательству, а еще более усугубляют его.
Более того, статья 10 Устава гласит:
«Законы города Севастополя и иные нормативные правовые акты города Севастополя не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и города Севастополя. В случае противоречия между таким федеральным конституционным законом, федеральным законом и нормативным правовым актом города Севастополя действует федеральный конституционный закон, федеральный закон».
То есть губернатор и возглавляемое им правительство совсем не обязаны руководствоваться попыткой депутатов усовершенствовать местный закон.
Предлагаемые изменения, обязывающие направлять в Законодательное Собрание абсолютно все акты Губернатора и исполнительных органов, не только создают излишнюю бюрократическую нагрузку, но и идут вразрез с принципами разграничения полномочий между органами государственной власти. Законодательное Собрание, безусловно, должно осуществлять контроль за исполнительной властью, однако этот контроль должен быть эффективным и целесообразным, а не превращаться в формальную процедуру ознакомления с огромным массивом документов, большая часть из которых не представляет интереса для законодателей.
Борис Колесников
Главная новость по теме
Закон «О выборах губернатора Севастополя» напоминает мину
826
Главная новость по теме
Национализация или профанация?
800
Комментарии 0