11 С° нет
Лента новостей

Законодательные странности: штрафы за алкогольные подарки, запрет продажи слабоалкогольных напитков

Иногда законотворчество депутатов просто поражает. Например, думский депутат Андрей Свинцов (ЛДПР) предлагает ввести ответственность за дарение алкоголя. Виновным будет грозить штраф до ста тысяч рублей. 

«Законопроектом предлагается ввести запрет на дарение алкогольной и спиртосодержащей продукции, а вместо этого предлагается делать подарки, исключительно в форме положительных, несущих пользу вещей, например: абонемент в спортивный зал, сертификат на дополнительное образование, билеты в кино, музеи и театры, познавательные книги, полезные продукты питания, цветы, детские игрушки, товары для дома, сувениры, сделанные своими руками, связанные с общими воспоминаниями, все то, что будет действительно приносить людям радость и удовольствие», — написал депутат Свинцов в пояснительной записке к законопроекту.

Интересно, как законодатель представляет себе правоприменение. Если я, к примеру, предложу даме в кафе бокал шампанского, формально это будет считаться подарком. Неужели она должна изобразить негодование, вызвать полицию, дождаться составления протокола и с достоинством удалиться?

Или если мне невзначай подарят банку пива или бутылку коньяка, а я не сообщу об этом нарушении в соответствующие органы. Видеонаблюдение зафиксирует факт нарушения закона. Кого же привлекут к ответственности? Того, кто подарил, или того, кто принял дар, или обоих сразу? Ведь дарение, согласно Гражданскому кодексу, является двусторонней сделкой.

Кстати, упомянув в законопроекте спиртосодержащую продукцию, борец за трезвый образ жизни запретил дарить не только её, но и многое другое.

Спиртосодержащая жидкость - это пищевая и непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Спиртосодержащая непищевая продукция произведена с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. К ней относят, в том числе денатурированную спиртосодержащую продукцию, спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию, любые растворы, эмульсии, суспензии,   — информирует Управление Роспотребнадзора по Калужской области

Законодатель, обитая в параллельной вселенной, видимо, предполагает, что каждый гражданин будет скрупулёзно следовать букве закона.

Однако реальность далека от идеала: вряд ли кто-то станет вызывать полицию из-за бокала шампанского или банки пива. Но в случае принятия закона, избирательное его применение нам гарантировано.
 

Закон в два клика

Правоприменительный зуд наблюдается не только в кабинетах на Охотном ряду, но и в Севастополе.

Сейчас экс – сенатор, а ныне депутат заксобрания Сергей Колбин  (ЕР) взялся за разработку закона «Об установлении запрета продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории города Севастополя»

Такое право у региональных законодателей действительно есть. Оно предусмотрено федеральным законом №304 –ФЗ, который вступит в силу с 1 марта 2025 года.

Федеральный законодатель указывает:

«Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен запрет продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для непосредственного осуществления образовательной деятельности, медицинской деятельности, деятельности в области культуры, физической культуры и спорта».

Депутат С. Колбин, нажал две кнопочки на компьютерной клавиатуре, и у него получился проект закона Севастополя.

Найдите отличия.

Опустим то обстоятельство, что в Севастополе уже действует закон от 12 апреля 2021 года № 637-ЗС «Об установлении ограничений розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории города Севастополя».

В него достаточно было внести соответствующие поправки.

Из законопроекта, предлагаемого депутатом С. Колбиным, не совсем понятно, кому он предлагает установить запрет продажи безалкогольных тонизирующих напитков. Когда установить, сейчас или в будущем?

Гораздо корректней, чтобы закон был абсолютно понятен, стоило бы указать:

Настоящий закон устанавливает ограничения в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории города Севастополя. Действие настоящего закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков, а также физических лиц, состоящих с указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) покупателям по договорам розничной купли-продажи.

Непонятно, какие именно тонизирующие напитки попадут под запрет.  Законотворческое виденье С. Колбина можно трактовать как угодно широко, включив  в запрещенные напитки, чай, кофе, кока-колу и т.д.

Если бы депутат, который, кстати, является главой постоянного комитета по экономике севастопольского заксобрания, посоветовался с коллегами, то, скорее всего в проекте закона появилось бы конкретизирующее указание примерно такого содержания:
 

«Понятие «безалкогольные тонизирующие напитки (в том числе энергетические)» используется в настоящем Законе в значении, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011)».

Кроме того, хотелось бы увидеть обоснование для введения такого запрета. Автор законопроекта должен предоставить данные о влиянии безалкогольных тонизирующих напитков на здоровье населения Севастополя, а также возможные меры по контролю и обеспечению общественного здоровья, если цель заключается именно в этом.

Важно и то, как закон будет исполняться. Необходимо предусмотреть механизмы контроля и ответственность за его нарушение. Без четких критериев и понимания последствий, такие инициативы могут повлечь за собой не только юридическую неопределенность, но и негативное восприятие со стороны граждан.

Хочу ошибиться, но мне кажется, что инициатива депутатов, как в случае с законопроектом о дарении алкоголя, так и с предложением о запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков, вызывает множество вопросов и сомнений. Вместо продуманных и конструктивных решений мы наблюдаем попытки ужесточить контроль над повседневной жизнью граждан, что, в свою очередь, может привести к абсурдным ситуациям.Времена, когда закон должен был защищать права граждан, похоже, ушли в прошлое. Сегодня важно задаться вопросом: сможет ли предложенная законотворческая активность действительно принести пользу обществу, или она лишь станет очередным шагом к законодательному хаосу?

Борис Колесников

 

 

 

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

Занятия в севастопольских школах начнутся 9 января
Погибших дельфинов впервые нашли в Севастополе после крушения танкеров
Департамент архитектуры не разрешил легализовать самовольные магазины на Фиоленте
В Севастополе продолжается ликвидация последствий выброса мазута
С Рождеством Христовым
Мусорная проблема Севастополя: генплан и полигон складирования отходов
Севастопольская полиция напоминает о мерах безопасности во время рождественских мероприятий
Губернатор рассказал о ликвидации последствий выброса мазута в Севастополе на 14 часов 6 января