День в истории. Родился Григорий Иванович Бутаков
0 1700
В этот день, 9 октября, в Риге родился Григорий Иванович Бутаков - русский адмирал, флотоводец, участник первой обороны Севастополя в 1854-1855 годах, военный губернатор Севастополя.
Его именем названа одна из улиц в Ленинском районе Севастополя.Он был одним из самых ярких деятелей русского флота второй половины XIX века, основоположник тактики парового броненосного флота, почетный член Императорского русского технического общества, действительный член Императорского русского географического общества, исследователь Чёрного моря. С течением времени менялись оценки прошлого, но отношение к Г.И. Бутакову оставалось неизменным.
«Имя Бутакова будет передаваться из поколения в поколение, как синоним идеала-человека и моряка, который с высоко поднятым челом явится на суд истории», — писали современники. Но сейчас к этому хочется добавить: и на суд Божий, потому что суд истории уже вершится. Этот человек имел множество добродетелей: мужество, боевые заслуги, ученые труды, безупречную честность, был идеалом нравственного начальника, но недостойные потомки не хотели хранить память ни о людях, ни о великой России. И это хорошо видно по отношению к «отческим гробам». Надгробный памятник Г. И.Бутакову, который виден на правой дорожке за прудом, находится на массивном скульптурном постаменте, украшенном морскими якорями в ограде цепей, в полном запустении: стерлись надписи, а бюст, выполненный известным скульптором М.А.Чижовым (автором памятника Екатерине II) снят и пребывает в Музее Городской скульптуры. Средства на этот памятник собирала вся семья русских моряков Балтийского флота.
Небольшая табличка напоминает и о том, что род Бутаковых закончился мученичеством: его жена (вдова подполковника Галафьева, Амалия Арсеньевна, урожденная Рождественская) была зверски убита большевиками в 1917 году вместе с их сыном контр-адмиралом Александром Григорьевичем, который был расстрелян на дамбе Финского залива в Кронштадте. Существует свидетельство, что его труп скатился с обрыва и принял сидячее положение. Жители не могли захоронить расстрелянных, потому что долго не решались подойти к месту, где фигура адмирала с развивающейся седой бородой как бы сторожила убиенных…
Из книги: Лидия Соколова. Когда горит свеча. Никольское кладбище Александро-Невской лавры. СПб, 2005
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0