В сегодняшний праздничный день, когда Севастополь вспоминает свою историю, хочется напомнить о событии, которое для одних стёрлось временем, а для других и вовсе осталось неведомым.
Речь пойдет о бурных днях 1994 года. Севастополь, волею судеб и политических игр, оказался под юрисдикцией Украины, что для многих казалось вопиющей несправедливостью. Город бурлил, и на кораблях Черноморского флота, еще не знавшего раздела, гордо реяли советские флаги.
В этом кипящем котле страстей депутаты Городского Совета Севастополя приняли историческое Решение № 41 «О статусе города Севастополя», провозгласившее:
«Признать Российский правовой статус города Севастополя.
Подтвердить принципиальную позицию городского Совета о Севастополе, как главной базы Черноморского флота Российской Федерации, выраженную во всех ранее принятых решениях городского Совета XXI и XXII Созыва».
Символично, что это произошло 23 августа, накануне Дня независимости Украины.
Решение стало громом среди ясного неба для властей соседней страны. Но Верховная Рада, погруженная в летний зной отпусков, не сразу смогла дать отпор.
Вернувшись к работе, украинские депутаты незамедлительно взялись за севастопольский вопрос.
Одиозный «оранжевый» депутат Ярослав Кендзер, требуя отмены решения горсовета, с трибуны заявил, что просто отменить решение – «слишком мягко», и призвал дать действиям севастопольских депутатов оценку в соответствии с Уголовным кодексом. Его слова потонули в овациях.
И вот, на табло высвечиваются цифры: «За – 305 голосов». Решение севастопольского горсовета было аннулировано.
Приведу дословный текст постановления:
ПОСТАНОВА ВЕРХОВНОЇ РАДИ УКРАЇНИ Про рішення Севастопольської міської Ради народних депутатів "Про статус міста Севастополя" від 23 серпня 1994 року Відомості Верховної Ради 1994, №9, ст.358. Севастопольська міська Рада народних депутатів 23 серпня 1994 року прийняла рішення "Про статус міста Севастополя", яким визнала російський правовий статус міста Севастополя і підтвердила свою позицію щодо Севастополя як головної бази Чорноморського Флоту Російської Федерації. Це рішення, спрямоване на порушення територіальної цілісності України, самочинну зміну іі державно-територіального устрою, прямо суперечить статтям 70, 77 і 97 Конституції України та статті 5 Закону України "Про формування місцевих органів влади і самоврядування". Відповідно до пункту 31 частини 3 статті 97 Конституції країни Верховна Рада України постановляє: Скасувати рішення Севастопольської міської Ради народних депутатів "Про статус міста Севастополя" від 23 серпня 1994 року. Голова Верховної Ради України О.МОРОЗ, м.Киів, 15 вересня 1994 року №162/94-ВР
В тот день ни один депутат украинской Рады не выступил в поддержку позиции жителей и горсовета Севастополя.
Стоит напомнить, что в то время город в Верховной Раде представляли три депутата.
Удивительно, но в этом голосовании с украинскими националистами оказались солидарны и коммунисты. И это при том, что лидер крымских коммунистов Леонид Грач впоследствии заявлял о возможности выхода Крыма из состава Украины в случае вступления последней в НАТО. Но тогда у украинских коммунистов была иная позиция.
После голосования севастопольский депутат-коммунист Бобрынев заявил: «Мы, коммунисты Севастополя, не поддерживаем это решение (решение горсовета Севастополя, - прим.)»
Справка: Бобринев Александр Васильевич - Фракция КПУ. Окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище в 1976 году, после окончания училища был заместителем командира корабля по политической части, старшим инструктором политотдела Тихоокеанского флота. Окончил Военно-политическую академию имен В. И. Ленина в 1985 году, затем был заместителем командира БПК «Керчь» по политической части, заместителем начальника политотдела бригады кораблей в Николаеве, инспектором организационного отдела политического управления Черноморского флота. С 1990 по 1992 год проходил службу на Новой Земле, в 1992 году отправлен в запас. С августа 1993 года работал в Балаклавской налоговой инспекции города Севастополя.
Больше этот вопрос в севастопольском горсовете не поднимался. Причиной тому стали слова, оброненные в стенах Верховной Рады тогдашним главой МИД Украины Геннадием Удовенко, который на том же заседании 15 сентября 1994 года заявил: «По вопросам ситуации в Крыму очень сильно нас поддержало российское руководство».
Похоже, что Борис Ельцин не был заинтересован в российском статусе Севастополя.
И все же, несмотря на аннулирование решения, севастопольцы не смирились с украинской юрисдикцией. Город продолжал жить своей особой жизнью, храня верность исторической памяти и российским корням. В воздухе витало ожидание перемен, надежда на возвращение в родную гавань.
В последующие годы Севастополь стал центром притяжения для пророссийских сил, площадкой для проведения митингов и акций протеста. Город-герой не раз демонстрировал свою волю к самоопределению, напоминая о своем особом статусе и неразрывной связи с Россией.
Несмотря на давление и провокации, севастопольцы продолжали бороться за свои права и убеждения. Они верили, что рано или поздно справедливость восторжествует, и город вернется в состав России.
И время показало, что наши надежды не были напрасными. События Крымской весны 2014 года стали триумфом воли народа, доказательством того, что историческую правду не сломить никакими политическими интригами и решениями.
Севастополь вернулся домой, в Россию, навсегда закрепив за собой статус города русской славы и символа нерушимой связи между народами. Решение депутатов 1994 года, хоть и аннулированное, стало одним из кирпичиков в фундаменте этого исторического события.
Борис Колесников
Комментарии 0