У нас было построено до 1917 года 24 ББ (береговая батарея, прим. ред) и две находились в стадии строительства (30, 35). На сегодняшний день утеряны 1,2,3,8 ББ. 17 ББ (в районе мыса Хероснес) начали строить и забросили, перенацелились на 15 ББ, где получилось две батареи в одной. Таким образом, сохранилось 21 место, где располагались полноценные ББ, строительство которых было завершено до 1917 года. (кроме 30,35 ББ). Из всех сохранившихся батарей 7 МББ сохранилась хуже всех. Мое мнение оригинальностью не отличается – такие сооружения необходимо сохранить. Это наша история и довольно таки не плохая. Как это сделать? Я предложил концепцию приспособления ББ к использованию в современных условиях. В свое время я пытался "протянуть" ее через ОНФ – парк "Патриот". Но, там другие приоритеты. Сама концепция есть в Севнаследии и музее героической обороны и освобождения Севастополя. Где и пылиться. Нет балансодержателя ОКН. Дело это затратное и неокупаемое в принципе; нет документации на большую часть батарей, поэтому сложно говорить о их реставрации. К примеру, фирма, которую я пригласил из С.Петербурга оценила проект реставрации 13 ББ в 47 млн. руб; нет понимания, как их приспособить к использованию современных условиях. Ведь просто музей со стендами будет не востребован. Есть два положительных примера приспособления это 11 ББ и 365 зенитная батарея. 35 ББ восстановлена (приспособлена) совершенно в другом ракурсе. Поэтому у нее и название МИМК. Но это больше исключение, чем правило. Для функционирования объекта необходимо восстановить бетонное покрытие исключающее проникновение влаги; восстановить естественную вентиляцию помещений или провести принудительную; являясь ОКН эти ББ не могут быть видоизменены ни снаружи ни изнутри. Все это решаемо, если городом бы руководил хозяин, севастополец. И затратность можно свести к минимуму, организовав турпотоки к восстановленным ББ (ОКН). Еще в 2015 году В. Горелов разработал концепцию событийного туризма применительно к нашему городу. Очень хороша и правильная идея, реально приносящая прибыль нашему городу и не перегружающая действующую инфраструктуру. Кстати, о балансодержателе. Совсем недавно меня посетила мысль и я ее "опробовал на руководителях Севнаследия и музея обороны." Объекты фортификации являются свидетелями и участниками первой и второй обороны нашего города. Следовательно, они должны стоять на балансе….правильно – музея обороны. К моей идее оба руководителя отнеслись с пониманием … А прибывшие с материка модераторы, не зная истории города и не понимая его предназначение только убивают его на глазах… при полном не противлении севастопольцев…Кстати, такое же отношении и ООПТ. Поскольку строить жилье скоро будет негде, под нож пойдут ООПТ, ОКН, леса, гаражные кооперативы, ТСН – дачи. Стоит проехать только по Лабораторной балке, чтобы понять – что уже сделано, и, что нас ожидает.
7-я мортирная батарея в копилку невыполненных обещаний
0 5340
Еще в начале 2019 года 7МБ стала предметом публичного интереса, вызванного тогдашними деятелями из партии Единая Россия, связанного с подготовкой , как обычно, очередной избирательной кампании. Нет, безусловно, вопрос приведения объекта в порядок и ранее витал в воздухе, но тут все сошлось.
Действующий депутат МО Нахимовского А. Тумар, являясь членом партии, торжественно отрапортовал о победе в конкурсе своей первичной ячейки и получении гранта в размере 200 тыс. рублей на реконструкцию объекта. По информации его персональной страницы даже проводились общественные слушания, о результатах которых далее ни одной записи не следует.
Тогда же 22. 02 2019 года Зампред Совета Федерации Андрей Турчак обсудил возможность создания в Севастополе Музея фортификации на Северной стороне, побывав на территории вместе с действующим на тот момент секретарем регионального отделения партии Д. Саблиным.
07.03. 2019 года Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросу создания культурно-образовательных и музейных комплексов в субъектах Российской Федерации.
В течение года на 7МБ ничего не происходило, объективности ради, надо отметить, что за это время была проведена государственная историко-культурная экспертиза выявленного объекта культурного наследия «Береговая батарея № 7», по адресу: город Севастополь, Северная сторона, ул. Симонок.
А вот материал записанный колегами телеканала НТС уже 13.06.2020 года, то есть спустя год и 4 месяца. В данной картинке изменился и.о. губернатора, здесь будущий глава города М. Развожаев продолжает череду обещаний.
По результатам государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Береговая батарея № 7», проведенной Баталовым Андреем Леонидовичем – архитектором, Профессором, доктором искусствоведения, заместителем генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе, членом президиума совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации:
Выявленный объект культурного наследия «Береговая батарея № 7», расположенный по адресу: город Севастополь, Северная сторона, ул. Симонок, был включен в список выявленных объектов культурного наследия (номер по списку 514) согласно постановлению Правительства Севастополя № 98-ПП от 09.02.2017 «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного значения регионального значения и выявленным объектам культурного наследия». В этом постановлении отмечено, что требуется уточнение состава памятника. Учетных документов в Управлении по охране объектов культурного наследия города Севастополя не имеется. Исторически сложилось, что учет памятников Севастополя велся сотрудниками музея героической обороны и освобождения Севастополя (ФГБУК «ГМГООС»), поэтому в 2016 году Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя был направлен запрос в ГМГООС. В ответе было уточнено, что батарея – объект долговременной военной фортификации Севастопольской крепости периода кон. XIX – нач. ХХ вв., ее бетонированный массив сохранился без изменений и включает в себя орудийные дворики, погреба боезапаса и прочие казематированные помещения. Береговая батарея № 7 входит в границы исторического поселения федерального значения «Город Севастополь», и включена в его предмет охраны как элемент планировочной структуры и как исторически ценный градоформирующий объект (номер по списку 362) с наименованием «Мортирная батарея № 7». Объект культурного наследия расположен на территории кадастрового квартала 91:04:003010. Место, где расположена большая часть сооружения, не выделено в отдельный земельный участок, часть конструкций расположена на территории земельного участка с кадастровым № 91:04:003010:631. К юго-западу от массива батареи № 7 сохранились остатки земляного изначально шестиугольного в плане оборонительного сооружения, включенного в перечень выявленных объектов культурного наследия приказом Севнаследия от 13.02.2018 № 79 с наименованием «Русский редут № 4 (середина XIX века)» Исследования предложенного к экспертизе выявленного объекта ранее не проводились.
Исторические сведения одной из самых драматических страниц в истории Севастопольской крепости была героическая оборона Главной базы Черноморского флота во время Крымской войны.
Во время Первой обороны города появилось немало новых оборонительных сооружений, часть из них, как правило, земляных укреплений, возвели на Северной стороне Севастополя. Их сооружали для того, чтобы противостоять врагу на случай высадки десантов или ухода с Южной стороны русских войск. Однако значительная часть этих укреплений так не была полноценно задействована вплоть до падения южной части Севастополя. События осени 1854 – лета 1855 годов не только привели к разрушению Главной базы Черноморского флота, но и к появлению позорного для страны Парижского трактата, согласно которому Россия обязывалась не восстанавливать военный флот на Черном море.
Но через 15 лет, после поражения Франции во Франко-прусской войне, Россия настояла на отмене кабальных пунктов Парижского договора, и с 1870-х годов началось постепенное возрождение Севастополя и его оборонительных сооружений. Инженерно-строительные мероприятия, проведенные в первой половине – середине 70-х годов XIX века, позволили к началу Русско-турецкой войны (объявлена Россией 12 апреля 1877 г.) иметь в Севастополе уже девять возобновленных береговых батарей с 62 орудиями. В 1881 году было принято решение о постройке в течение 20-ти лет (к 1902 г.) для Черноморского флота большого количества боевых судов, новые задачи ставились и перед возрождающейся Севастопольской крепостью. К широкомасштабной постройке новых бетонных береговых батарей приступили в конце 1880-х годов. Для реализации этой задачи в сентябре 1890 года Севастопольская инженерная дистанция была преобразована в Крепостное инженерное управление, а в следующем году сформирована Севастопольская крепостная саперная рота. При инженерном управлении было создано временное управление строительства Севастопольской крепости во главе с начальником инженеров крепости.
Батареи приморского фронта располагались двумя группами – на Северной стороне и Южной – на относительно небольшом отрезке береговой линии. В составе каждой из групп имелись пушечные батареи самых мощных 11-дюймовых орудий, тяжелые мортирные батареи, немного отодвинутые в тыл батареи 9-дюймовых мортир, свои запасные погреба и т.д. В первую очередь в строительный сезон 1893 года начались работы на тяжелых 11- дюймовых мортирных батареях обеих групп: № 3 на Северной стороне и № 12 на Южной, на возвышенности между Карантинной и Песчанной бухтами на территории нынешнего музея-заповедника Херсонес. В следующем году эти батареи были введены в строй, и работы развернулись на 9-дюймовых мортирных батареях № 7, № 13 и 12-орудийной 9- дюймовой пушечной батарее № 1. Кроме того, между батареями № 12 и № 13 был построен небольшой редут системы сухопутной обороны. Еще раньше были перестроены в бетонные батарея № 6 на Константиновском мысу и № 9 на Александровском на три и шесть 11-дюймовых пушек соответственно, а на 10-й батарее 11-дюймовые орудия образца 1887 года изначально устанавливались в бетонных двориках. В 1897-1898 годах на Константиновском мысу вплотную к батарее № 6 была построена батарея № 5 на четыре 11-дюймовых пушки, а после нее в 1898-1900 годах позади фронта батарей № 9 и № 10 возвели бетонную батарею № 11 на восемь 9- дюймовых мортир. Закончились эти работы перестройкой в 1905 году в бетонный вариант батареи № 4 и постройкой в 1904-1907 годах батареи № 2. Одновременно создавалась централизованная крепостная система управления огнем: батареи получали телефонную связь, вдоль приморского фронта размещались дальномерные павильоны, прокладка кабеля для которых началась еще в 1893 году. Батареи имели достаточно сходную конструкцию: орудия устанавливались за бетонным бруствером толщиной до 2-3 метров в индивидуальных двориках. Дворики разделялись бетонными траверсами, в которых обустраивались укрытия для личного состава и небольшие расходные погреба. Для снарядов и зарядов первых выстрелов в бруствере оборудовали специальные ниши. Погреба боезапаса, расположенные, как правило, в нижних ярусах двухэтажных траверсов, были оборудованы подъемниками и предназначались для обеспечения орудий двух-трех прилегающих двориков. Вход в погреба прикрывался прямым сквозником. На флангах батарей размещались дальномерные павильоны и позиции скорострельных пушек Норденфельда. К началу Первой мировой войны Севастопольская крепость имела весьма протяженный фронт длиною около 40 км, хоть и не до конца оборудованный, но способный противодействовать кораблям противника до линкоров-дредноутов, а последним затруднить обстрел ядра крепости.
К числу таковых относилась и 7-я береговая батарея. Основной массив этого сооружения дошел до нашего времени, располагаясь сегодня в Нахимовском районе города Севастополя к северу от улицы Симонок.
Проект артиллерийской батареи № 7 был выполнен еще в начале 1890-х годов и принят к исполнению в 1894 году. Он предполагал установку на ней 16-ти 9-дюймовых (229-мм) мортир образца 1877 года на станках Дурляхера. Орудия размещались за бетонным бруствером толщиной в 2,1 метра попарно в восьми двориках. Расстояние между орудиями в одном дворике составляло 12,8 метра. В каждом дворике для снарядов и зарядов первых выстрелов в толще бруствера было устроено по семь ниш. Друг от друга дворики отделялись бетонными траверсами, еще два траверса прикрывали фланги батареи. Пять из девяти траверсов были двухэтажными, в них находились три зарядных и два снарядных погреба, в остальных четырех траверсах были устроены небольшие снаряжательные помещения. На флангах батареи располагались два павильона для вертикально-базных дальномеров системы Прищепенко.
Отметим, что строительство батареи № 7 осуществили практически на том месте, где в 1854-1855 годы было возведено земляное укрепление – русский редут. Новое бетонное сооружение в значительной мере уничтожило более раннюю постройку, хотя юго-западная часть земляного редута была в конце XIX века сохранена. Почти все первое десятилетие XX века батарея № 7 оставалась в строю, но в 1909 году орудия были сняты и отправлены на склад, однако летом 1915 года в числе трех севастопольских 9-дюймовых мортирных батарей батарея № 7 вместе с личным составом, боеприпасами и необходимыми принадлежностями была отправлена в крепость Гродно и в Кронштадт. Тогда же в 1915 году произошло перевооружение батареи – на четыре 11- дюймовых (280-мм) орудия образца 1877 года. Пушки были установлены на левом фланге, для чего пришлось срубить основания для мортир. В 1913 году на 7-й батарее проводили стрельбы слушатели офицерской артиллерийской школы. Во время Первой мировой войны этот объект долговременной военной фортификации Севастопольской крепости практически не принимал участия в Первой мировой войне, а в 1917-1920 годах батарея № 7 была, вероятно, отчасти выведена из строя. В 1920-е годы на территории бывшей батареи № 7 располагался групповой пост командира артдивизиона. В середине 1930-х годов на ней был размещен один из шести целеуказательных постов башенной батареи № 30. В период героической обороны Севастополя в 1941-1942 годах на батарее находился совместный пункт наблюдения башенной батареи № 30 и зенитной батареи № 366. В середине июня 1942 года батарея № 7 оказалась в зоне активных боевых действий и использовалась советской стороной в качестве пехотного опорного пункта, бои за который продолжались несколько дней.
До середины 2000-х годов батарея № 7 находилась на территории украинской воинской части. В 2006 году военные оттуда ушли, и на территории рядом с батареей началось строительство жилого микрорайона для семей военнослужащих Военно-морских сил Украины, а перед фронтом батареи появился детский стадион, который в 2017 году был реконструирован. При проведении в 2011 году поисковых мероприятий на территории батареи были выявлены останки семи советских воинов. К юго-западу от бетонного массива батареи № 7 сохранились остатки земляного изначально шестиугольного в плане оборонительного сооружения («Русский редут № 4»), созданного во время Первой обороны Севастополя в 1850-е годы. В настоящее время визуально фиксируются участки валов редута в его юго-восточной и юго-западной частях. На других участках валы этого сооружения были разрушены при строительстве в конце XIX века мортирной батареи № 7 и при нивелировке данной территории в новейшее время. Бетонированные укрепления мортирной батареи № 7 дошли до нашего времени без особых изменений, исключая разрыв в центральной части сооружения, на территории третьего с юга орудийного дворика. Сложенный из блоков песчаника и забетонированный бруствер шириной 2,1 м и длиной около 260 м вытянут с юго-запада на северо-восток, ориентирован фронтом в сторону моря, на северо-запад. За бруствером расположены 8 орудийных двориков с каменно-бетонным основанием, рассчитаных на установку двух орудий. Сохранились фундаменты под мортиры в виде усеченного бетонного конуса (часть фундаментов полуразрушены, часть – срублены до основания). В бруствере каждого дворика устроено по 7 ниш, некоторые из них заложены. Орудийные дворики отделяются друг от друга каменно-бетонными траверсами двух типов: 4 одноэтажных и 5 двухэтажных, в том числе два, прикрывающих фланги батареи. Во всех траверсах были устроены казематированные помещения для военно-технических нужд – погреба боезапаса, снаряжательные помещения и пр. В дверных проемах сохранились железные рамы с петлями, двери в основном отсутствуют, некоторые проемы заложены. В одноэтажных траверсах имеется по одному входу в казематы, по сторонам от входа – наружные лестницы для подъема на бруствер. В верхнем ярусе двухэтажных траверсов, кроме фланговых, – по 3 входа, в уровне орудийных двориков. Все помещения устроены ниже уровня земли. Пять помещений нижнего яруса вынесены на юго-восток от основного массива батареи и устроены по склону ниже уровня орудийных двориков, сверху перекрыты землей. Входы в них оформлены бетонными порталами. В центральной части массива нижний ярус укреплений пострадал в процессе ведущегося вокруг строительства.
Мнением о состоянии 7МБ поделился Г. Донец:
По состоянию на сегодня 7МБ представляет собой все тоже заброшенное, заросшее бурьяном и заваленное мусором пятно на карте.
Фото, предоставленные нашими читателями, сделанные по случаю данной публикации, легким нажатием кнопка фотоаппарата возвращают нас в реальность, в которой мы все пытаемся понять, а сколько это «кротчайшие сроки» по-чиновничьи?
Фото:vk.com/@sev.severnay
Варвара Дорофеева
Мнение авторов и спикеров может не совпадать с мнением редакции. Есть Ваша точка зрения, пишите на наш е-mail: sevastopol@a4.news
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0