Казалось бы, простой вопрос был задан автору статьи в телеграм-канале: сколько денег может потратить кандидат в губернаторы на свою избирательную кампанию и из каких средств он должен оплачивать подписные листы в свою поддержку, ведь подписи собираются до регистрации лица избиркомом в качестве зарегистрированного кандидата?
В законе Севастополя «О выборах Губернатора Севастополя» формулировка туманна и расплывчата. В статье 52 закона указано:
«Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату.
… Средства избирательных фондов кандидатов могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.
Средства избирательных фондов кандидатов могут использоваться на:
… финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя в поддержку выдвижения кандидатов, в том числе расходы, связанные с нотариальным засвидетельствованием подлинности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата».
Эта уклончивая формулировка «могут использоваться» повисает в воздухе, словно шепот советчика, добрая, но необязательная рекомендация.
В то же время существует общее правило: все расходы избирательной кампании должны покрываться исключительно из средств избирательного фонда.
Для сравнения, в аналогичном законе Оренбургской области эта тема раскрыта кристально ясно: «Листы поддержки кандидата изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата и оформляются по форме согласно приложению 1 к Закону Оренбургской области «О выборах Губернатора Оренбургской области».
Прочитал – и не нужно ломать голову. Все просто и понятно.
В севастопольском же законодательстве читатель погружается в лабиринт интерпретаций. Дозволено ли кандидату, воспылавшему жаждой власти, оплачивать сбор подписей до момента регистрации избирательного фонда из личных, так сказать, закромов? Или же сей акт подобен греху, караемому отлучением от предвыборной гонки?
Неясность порождает вопросы.
Вопрос второй: о сумме избирательного фонда. Сколько же монет кандидат в губернаторы Севастополя может бросить в топку избирательной кампании? Заглянем в Писание, а точнее, в часть 3 статьи 51 закона Севастополя «О выборах Губернатора Севастополя»! Там черным по белому высечено:
«Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата составляет 100 миллионов рублей».
Сто миллионов – сумма, способная растопить не только сердца электората, но и льды Антарктиды! Если верить официальной статистике на 1 июля 2025 года, в Севастополе насчитывается 342 786 избирателей. Получается, на завоевание сердца каждого избирателя отведено без малого 300 рублей! Да на эти деньги можно устроить персональный фейерверк в честь каждого избирателя (ну, почти).
Много это или мало? Давайте посмотрим на соседей по избирательной карте. Взглянем на те регионы, в которых, как и у нас, состоятся в сентябре выборы губернатора.
В Пермском крае, где электорат куда внушительнее – целых 1 969 056 избирателей, закон суров: «Не более 50 рублей на одного избирателя». Экономия должна быть экономной!
Но не стоит думать, что Севастополь – транжира всероссийского масштаба! Есть регионы, где предвыборный размах шире севастопольского. В Тамбовской области, например, где в сентябре тоже грядут выборы, кандидат может разгуляться на 146 372 370 рублей! Правда, на каждого из 791 202 тамбовских избирателей приходится «всего» 185 рублей. Так что пальма первенства по щедрости на одного избирателя остается за Севастополем!
А в Иркутской области, где избирателей аж 1 821 249 душ, избирательный фонд «скромничает» – всего 120 миллионов рублей. Получается, на одного избирателя – экономные 65 рублей!
Ну а самые скромные аппетиты, похоже, у Еврейской автономной области. Там кандидат может потратить не больше 5 миллионов рублей – в 20 раз меньше, чем в городе-герое. Но не будем забывать, что и избирателей там кот наплакал – треть от нашего, всего 117 032 человека.
Но вернемся к севастопольским реалиям. Три сотни рублей на избирателя – это, конечно, не персональный круиз по Черному морю, но вполне достаточно, чтобы угостить свежей пахлавой и рассказать о светлом будущем, которое ждет город-герой под мудрым руководством кандидата.
Наверняка, львиная доля уйдет на оплату труда политтехнологов, этих кудесников предвыборной магии. Они-то знают, как превратить любого кандидата в харизматичного лидера, а любую программу – в манифест всеобщего счастья! Ну и, конечно, реклама! Без нее никуда. Баннеры, ролики на телевидении, посты в социальных сетях – все это стоит немалых денег.
Но, кажется, что такую сумму может себе позволить одно-единственное избирательное объединение, (отделение партии) выдвинувшее своего кандидата.
Остальным придется довольствоваться куда более скромными бюджетами, сосредоточившись на встречах с трудовыми коллективами и интеллигенцией, где в доверительной обстановке будут обсуждаться насущные проблемы.
Время покажет. А пока остается лишь наблюдать за тем, как разворачивается предвыборная кампания, и гадать, какие сюрпризы и неожиданные повороты она нам преподнесет.
Борис Колесников
Комментарии 0