18 С° Дождь
Лента новостей

Инга Матяж: Об итогах прошедшего года и планах на будущее Севастопольской инфекционной больницы

Почти три года Севастопольская инфекционная больница была в авангарде борьбы со смертельной эпидемией ковида. Ковид схлынул, но перемирие в борьбе с инфекциями не наступило. Эта борьба с древнейшим врагом человечества – микробами, простейшими и вирусами - длится веками. Об итогах прошедшего года, о планах на будущее корреспондент А4 Новости побеседовал с главным врачом ГБУЗС «Городская инфекционная больница» Ингой Александровной Матяж.

-Говорят, в работе врача-инфекциониста самый важный элемент - диагностика. Поэтому эффективность лечения напрямую зависит от наличия диагностического оборудования в больнице. Насколько вы оцениваете оснащение инфекционной больницы?

-У нас с этим полный порядок. За то время, когда учреждение было в эпицентре борьбы с ковидом, его удалось оснастить всем оборудованием, которое должно быть в современной инфекционной больнице. Теперь оно у нас есть, и его применение выходит далеко за рамки лечения ковида. Можно подвести некий итог, насколько оно востребовано в других направлениях нашей работы.

Во-первых, это ПЦР-лаборатория, о которой я мечтала с 2014 года. Лаборатория анализирует биологический материал на наличие ДНК/РНК возбудителя инфекционных заболеваний. Мы можем расшифровывать всю палитру ОРВИ, кишечную группу заболеваний как вирусного, так и бактериального происхождения. Ведь ни для кого не секрет, что сейчас возбудителями кишечных инфекций чаще всего являются вирусы. От чего лечить - от вируса или от бактерии – это самый первый вопрос, который возникает в инфекционной больнице и определяет всю тактику лечения.

Также в инфекционной больнице был проведен капитальный ремонт рентгенологического отделения и в больницу был поставлен компьютерный томограф. Рентгенологическая служба работает круглосуточно и это большое подспорье в нашей работе, так как это позволяет буквально в первые часы от момента поступления пациента поставить диагноз, подтвердить или исключить пневмонию. Также бывают случаи, когда у возрастных пациентов, находящихся в нашей больнице, случаются инсульты, при помощи КТ-диагностики мы подтверждаем данный диагноз и быстро переводим пациента в профильное учреждение.

Инфекционная больница оснащена аппаратом острого гемодиализа, это искусственная почка. К сожалению, у маленьких деток случаются осложнения кишечной инфекции, так называемый гемолитико-уремический синдром, при котором данный аппарат жизненно необходим. Раньше таких пациентов по санавиации мы отправляли в Краснодар, Санкт-Петербург или Москву. В настоящий момент при данном синдроме мы самостоятельно оказываем помощь больным. А уж каким подспорьем был аппарат в период ковида и говорить не о чем.

Также 2,5 года назад в больнице сделаны текущие ремонты и, что очень важно, построены два современных инфекционно-боксированных модуля, все койки в которых оснащены кислородной подводкой.

- Все удалось завершить или остались какие-то планы?

Опыт с ПЦР-лабораторией показал, что мечты сбываются. Поэтому продолжаю мечтать, но уже в меньших масштабах. Например, мечтаю о новом асфальтовом покрытии на территории больницы. В начале ковида были закуплены кресла-каталки для пациентов, которые после небольшого пробега по территории часто нуждаются в ремонте колес. Есть корпуса, в которых надо поменять трубы и отремонтировать вентиляцию.

Очень хочется сделать в отделениях старой постройки кнопки вывоза медперсонала. Поскольку у нас боксированная система, и эпидемиологический режим предполагает, что пациенты с различной инфекцией не должны пересекаться. Они не должны ходить по коридорам - кнопки вызова медперсонала крайне необходимы. Со временем, я думаю все это сделаем обязательно.

- Есть ли какие-то глобальные планы или мечты по оснащению больницы современным оборудованием? Технологии же не стоят на месте, все время появляется что-то новое.

- Инфекционная служба по специфике своей деятельности самая неприхотливая. Если раз закупили - то это на долгие годы. До 2014 года у нас, например, не было ни одного противочумного костюма. И первое что мы купили, это были средства индивидуальной защиты «Кварц». И когда пришёл ковид, у нас уже было 123 костюма, которые подлежат обработке и их можно использовать многократно. Затем нам закупили большое количество одноразовых костюмов, поэтому инфекционная больница ни тогда, ни сейчас недостатка в средствах индивидуальной защиты не имела.

Вот ещё один плюс: по программе из нормированного страхового запаса ТФОМС в ноябре 2022 года нам закупили прекрасный УЗИ аппарат в дополнение к имеющемуся. Теперь специалисты УЗИ-диагностики работают в полном объеме.

Пациенты, которые попадают в инфекционную больницу, особенно если, не дай Бог, это реанимация, при наличии показаний получают полное обследование. Мы делаем эхокардиографию, УЗИ почек, УЗИ брюшной полости, УЗИ щитовидной железы и плевральных полостей, а также доплер-исследования вен нижних конечностей.

Из новшеств, которые представляют предмет моей гордости, могу назвать Экспресс-тесты. В приемном покое есть Экспресс-тесты на ковид, на грипп, на пневмококк, на легионеллы, стрепто-тест. Такая быстрая диагностика значительно ускоряет процесс лечения. Это позволяет врачу еще до получения результатов бактериологического обследования, ПЦР-обследования уже заподозрить какое-то конкретное заболевание, например, ковид, и не теряя времени, назначить верное лечение со старта.

- Сейчас все формы жизни затронула цифровизация. Каким образом она добралась до вас и есть ли какие-то положительные моменты ее внедрения в медицину?

- Нам очень помогают в работе телемедицинские консультации с Федеральными центрами. Цель нашей работы - чтобы больной, который к нам поступил, ушёл отсюда своими ногами и конечно же, с выздоровлением. А к медицине весьма применима поговорка «Одна голова хорошо, а две лучше». Поэтому мнение коллег для нас в плане ведения тяжелых пациентов очень важно.

Вот типичный пример. Это был висцеральный лейшманиоз, очень редкое заболевание. Забегая вперед, надо сказать, случай закончился не благополучно. Поступила девушка, на поздних сроках заболевания. У неё была беременность и роды, что ослабило иммунитет, и плюс она ещё долго не обращалась к врачам. В лечении данной пациентки принимали участие инфекционисты не только Федеральных центров и Минздрава РФ, но и субъектов Российской Федерации. С помощью телемедицины было организовано все быстро. Но болезнь сильно поразила внутренние органы уже на момент поступления в больницу.

Еще запомнился случай, когда мозговой штурм участников телемедицины сыграл решающую роль. Привезли к нам ребенка 11 лет, родом из Новой Каховки, диагноз якобы «пневмония». Но это оказался лептоспироз, достаточно тяжёлое заболевание. Человек может заразится, купаясь в пресных водоемах. Тогда очень помог Санкт Петербургский Институт детских инфекций, с которыми я была на связи постоянно, также помог Краснодар, а именно главный инфекционист ЮФО.

Мало того, что врачи консультировали по тактике лечения, так еще из Краснодара коллеги приехали к нам с целью обучить нас работать на только что закупленном и полученном аппарате острого гемодиализа.

Лептоспироз – тяжелая болезнь. Возбудители данной инфекции могут проникнуть в организм человека через конъюнктивы глаз, любые микротрещины и ссадины.

Тот мальчик благополучно выздоровел, повзрослел, уже получил паспорт гражданина Российской Федерации, и обещал меня когда-нибудь пригласить на свою свадьбу. Жду, когда подрастет.

- Считается, лептоспироз смертельная болезнь?

- У нас в последние годы не было случаев лептоспироза с летальным исходом, в том числе и благодаря аппарату искусственной почки. Случаев лептоспироза мало - 2-3 в год, но такие пациенты стоят десятерых. Заболевание легко лечится, легко диагностируется врачом-инфекционистом. Но больной, занимающийся самолечением, путает его с ОРВИ. И при отсутствии нужного лечения в организме запускается целый каскад необратимых процессов. В результате к нам попадают не в начальной стадии, а на поздних сроках болезни.

- Какие еще редкие или экзотические инфекционные заболевания можно подхватить в Севастополе? Какова вообще статистика по заболеваниям в Инфекционной больнице?

- Вообще, в прошлом году через Инфекционную больницу прошло около 9000 человек, при норме 6500-7000. По сравнению с позапрошлым годом, мы «отдыхали», потому что в 2021 году было около 13000 тысяч. Основные заболевания - это ковид, грипп, пневмония, тонзиллиты.

Если говорить об экзотике - её немного, но она опасна тем, что ее с ходу не каждый участковый терапевт или педиатр может распознать и у неё очень много осложнений. Малярия у нас есть завозная. Её разновидность - тропическая малярия, все пациенты с данным диагнозом проходят через реанимацию. Но, слава богу, все поправляются.

Встречаются случаи лептоспироза, в 2022 году был один случай. Также один случай ботулизма и лихорадки Денгэ (от искаженного слова «денди», ее прозвали так из-за специфической походки больного с пораженными суставами). Заболела девушка, которая приехала из Таиланда. К счастью, все больные поправляются. Лихорадка западного Нила была в позапрошлом году, в 2022 не было. Случаи кори были в 2019 году, первый пациент с данным диагнозом прибыл к нам тогда из г. Львов.

Много госпитализируются заболевших ветряной оспой. В 2022 году было два тяжелых случая: мальчик 6 лет, с осложненным течением: ветряночная вирусная пневмония, которая течет достаточно тяжело и гнойный лимфоденит, а также мальчик 12 лет с ветряночным энцефалитом. Все дети поправились.

Еще одно заболевание, о котором я считаю своим долгом сказать, не является экзотическим – это менингококковая инфекция. К сожалению данное заболевание очень опасно в плане прогноза именно для жизни пациента и у нас в городе оно тоже встречается. 10-20 процентов населения в любой момент считаются бессимптомными носителями менингококковой бактерии, а 70-80 процентов всех случаев заболевания этой тяжелейшей инфекции приходится на детей до 14 лет. Самое обидное, что за счет бюджета города закуплена вакцина от менингококковой инфекции, которая делается всем желающим абсолютно бесплатно и почему родители не хотят обезопасить своих детей, которых у них не 50-40, а один или два любимых мне совсем непонятно.

- Вы работаете в Комитете по здравоохранению Законодательного собрания Севастополя имеете возможность вникать во все проблемы здравоохранения города. Какие из них можно назвать самые насущные?

- Прежде всего это нехватка кадров в некоторых учреждениях. Хотя с врачами-инфекционистами у меня такой проблемы нет и целевые показатели дорожной карты в инфекционной больнице выполняются.

Нас нехватка кадров коснулась в части среднего медперсонала. Мне больно об этом говорить, потому что я слишком люблю инфекционную службу, но как только отменили ковидные выплаты, некоторые медицинские сестры ушли в частные клиники. Можно было бы расстроится по этому поводу, но посмотрим на это с другой стороны – на тех, кто остался. Они мне стали вдвойне дороже, потому что я в них уверена, это настоящие профессионалы, преданные делу. Такие составляют костяк инфекционной больницы, которой в прошлом году, между прочим, исполнилось 70 лет. И конечно же насущной проблемой здравоохранения города – остается отсутствие жилья для медицинских работников, пусть оно будет не постоянным, служебным, но хоть какое. Чтобы у человека был свой уголок, куда он может вернуться после тяжелого напряжённого дня. Наличие жилья - это мотивация, и существование такого проекта регионального или федерального могло бы привлечь больше молодых специалистов в наш регион.

- В мире развиваются технологии, развиваются и способы борьбы с инфекциями. Что бы вы из новых достижений могли бы отметить, как заслуживающее внимание?

- Серьезным достижением, я считаю прорыв в лечении вирусных гепатитов. Раньше это были интерферон содержащие схемы и для пациентов, учитывая наличие побочных эффектов это было очень тяжело. Теперь наука шагнула вперёд. Сегодня мы перешли на безинтерфероновые схемы терапии, курсы которых стали, во-первых, более короткими, во-вторых, таблетирование и, в-третьих, с минимальной побочкой.

Также достижение науки и техники является фиброэластометр. Единственный в городе аппарат, на котором ВИЧ-инфицированному пациенту с КО-инфекцией (ВИЧ+гепатит) бесплатно делают эластографию печени и определяют на сколько выражены в данном органе фибротические изменения.

- Вы неоднократно говорили, что инфекционист - самая лучшая специальность в мире. Почему?

- Это же очевидно. Врачи других специальностей борются с изменениями, происходящими в организме, а мы воюем на стороне человека, с посторонним чужим врагом, пришельцем, можно сказать, бактерией, простейшими или вирусом. Мы находимся в одной команде с человеком и к слову сказать от положительного настроя пациента в этой борьбе зависит очень многое.

Пациента доставляют в приемный покой или же сразу в реанимацию в среднетяжелом, тяжелом состоянии и если диагноз поставлен правильно, своевременно и тут же назначено лечение, то состояние пациента очень быстро переходит от тяжелого в среднетяжелое и через 5-7 дней с выздоровлением пациент уходит домой.

Также инфекционисты находятся в коллективе лучших диагностов. Диагностика составляет большую часть работы инфекциониста, и по сути своей - сродни работе следователя. Помимо анамнеза жизни, анамнеза заболевания, прививочного анамнеза инфекционистам необходимо собирать самым подробнейшим образом и эпидемиологический анамнез, поэтому врачам данной специальности приходится много читать дополнительной литературы, консультироваться с коллегами и пользоваться интернет-ресурсами. Ведь под маской инфекции часто скрываются другие весьма опасные заболевания. Такие как заболевания крови, аутоиммунные заболевания, заболевания бронхолегочной системы и сердца и другие.

- 2023 год – год Кролика. А у инфекционистов год проходит под знаком определенного заболевания. 2020, 2021, 2022 годы – ковид. Чья очередь наступит в этом году?

- Вы знаете, когда мы лечили ковид, многие доктора просто говорили: «Хотим нормальных обычных инфекций». Будем надеться, что в год Кролика или Кота серьезных потрясений у инфекционной службы не будет, ведь само животное достаточно мягкое и пушистое, хоть иногда и выпускает коготки. И пусть этими коготками наносятся небольшие царапины, а не остаются шрамы на сердце у всех врачей-инфекционистов больницы, которые нанес нам Ковид.

Фото: пресс-служба Законодательного Собрания города Севастополя

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

СФР в Севастополе напомнил график выплаты пособий семьям с детьми в мае
Нотариус не виноват: мошенники слишком хорошо подделали паспорт
В Севастополе совершенствуют законодательство о соцподдержке участников СВО
В Севастополе изымут земельные участки для государственных нужд
Кто из губернаторов попал в список потенциальных претендентов на повышение в федеральные органы власти?
Полиция Севастополя продолжает контролировать соблюдение миграционного законодательства
«Единая Россия» продлила подачу документов на праймериз
Для будущих почетных граждан Севастополя заказаны наградные комплекты