«Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…» Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тётю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля».
Крымская Хатынь
0 1997
По данным советской переписи 1926-го года в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), в которой жили потомки гордых феодоритов. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Люди растили табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей и не интересовались тем, что происходило вне их деревни. У них был свой собственный мирок, чужаков не пускали, хотя встречали радушно. Пока не пришла война и трагедия. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни – день в день – 23 марта 1942 года.
В этот день фашисты с добровольцами из числа крымских татар, после того как разгромили партизанский отряд, окружили деревню и собрали всех жителей перед Сельсоветом обыскали. Свидетелем события был Юрий Спай, племянник легендарного разведчика партизанского отряда. Далее с его слов:
Почему сожгли именно эту деревню?
Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг.
Благодаря рассекреченным архивам МВД СССР, удалось узнать и одну неизвестную ранее страницу истории уничтожения этого села. Из протокола допроса старшей переводчицы Севастопольского отделения «СД» ОБИДОВОЙ-ХАЛИЛОВОЙ от 14 октября 1947 года было установлено, что «летом 1943 года МАЙЕР (начальник немецкой службы безопасности в Севастополе, штурмшарфюрер) был вызван в Симферополь с командой добровольцев-татар. По возвращению (…) МАЙЕР рассказал мне, что по указанию оберштурмбанфюрера ЦАПП (…) командира полиции и службы безопасности Крыма (…) и при прямом его, МАЙЕРА, участии за содействие партизанам ими были расстреляны все жители деревни Лаки Бахчисарайского района и деревня сожжена дотла.
Добровольцы-татары Мамедов Айдер Сеид Али и Мамедов Белял рассказывали мне об этом более подробно. Они говорили, что кроме них в деревню Лаки были стянуты еще части «СС», солдаты которых вырывали у женщин из рук маленьких детей и бросали их в горящие избы. На глазах у стариков солдаты эсэсовских частей расстреливали их сыновей и дочерей (так, давая подобные показания, татары-каратели спасали свою шкуру, обвиняя в преступлениях своих сообщников. – Авт.). После истребления всего населения и сожжения деревни, немцы прибили кругом щиты с надписью на немецком и русском языках: (…) «Так будет со всяким, кто действует против немцев». (Следственное дело № 234 по обвинению немецких военных преступников: 1.Еникке Эрвина … и других в количестве 12 человек в преступлении, предусмотренном ч. 1-й Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 19 апреля 1943 года. МВД СССР. Севастополь. Октябрь-ноябрь 1947года. До воссоединения Крыма с Россией — Архив Главного управления СБУ Украины в АР Крым. д. 2262. Т.1. л. 21).
После учиненного фашистами зверства в деревне остался только полуразрушенный храм Святого евангелиста Луки.
Храм был построен в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века. Над входом в храм начертана дата строительства церкви и слова Христа на новогреческом языке «Придите все труждающиеся и обремененные и я упокою». А на нижней арке надпись: «Храм святого евангелиста Луки».
Автору этих строк местный монах рассказывал, что в этих местах копать нельзя,
всюду лопата натыкается на человеческие кости. Действительно страшное место, там тишина какая-то особенная. А особо чувствительные люди говорят, что ясно чувствуют в храме присутствие неуспокоенных душ.
В 2005 году на месте сожженного села открыт православный мужской монастырь.
Как добраться
Если добираться общественным транспортом, наиболее удобный вариант – из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая с. Машино (за с. Баштановка), будет поворот с главной дороги направо, там есть знак, на котором написано "Лаки 8 км". Выходите из автобуса и идете по этому указателю.
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0