14 С° нет
Лента новостей

Как Ельцин «расстрельный дом» сносил. Штрих к портрету первого президента

17 июля 1998 года, в Санкт-Петербурге состоялось погребение останков последнего российского императора Николая II, его жены, дочерей и приближенных лиц.

 В соответствии с исторической традицией, останки отрекшегося от престола императора были захоронены отдельно от других монархов, в Екатерининском приделе собора Петра и Павла Петропавловской крепости.

Дата, конечно, была выбрана не случайно. Ведь именно в ночь на 17 июля 1918 года,  в Екатеринбурге, в доме, принадлежавшем инженеру Ипатьеву, совершилось убийство  венценосной семьи и их прислуги.

Президент России Борис Ельцин принял участие в траурной церемонии. Вероятно, это решение далось ему непросто. Ведь за месяц до погребения останков царской семьи, 15 июня, возглавляющий комиссию по захоронению останков Николая II и его семьи, Борис Немцов сообщил, что Борис Ельцин не будет участвовать в церемонии похорон.

Кто повлиял на  тогдашнего резидента, неизвестно, но решение Ельцина ударило по авторитету Русской православной церкви. Не секрет, что патриарх Алексий II выражал сомнения в том, что «екатеринбургские останки» принадлежат императорской семье. Его мнение широко транслировала пресса.

Однако Борис Ельцин, приняв решение участвовать в церемонии, хотел он этого или не хотел, но продемонстрировал, что государство не берет в расчет мнение церкви при решении вопросов, не имеющих отношения к религии.

Впрочем, патриарх участие в захоронении останков  не принимал.

Президент России Борис Ельцин на церемонии захоронения останоков царской семьи

Выступая на траурной церемонии, Борис Ельцин, то и дело, погладывая в шпаргалку, сказал замечательные слова:

«Сегодня для России исторический день. 80 лет минуло со дня убийства последнего российского императора и членов его семьи. Долгие годы мы замалчивали это чудовищное преступление. Но надо сказать правду: расправа в Екатеринбурге стала одной из самых постыдных страниц в нашей истории. Предавая земле останки невинно убиенных, мы хотим искупить грехи своих предков. Виновны те, кто совершил это злодеяние, и те, кто его десятилетиями оправдывал. Виновны все мы. Нельзя лгать себе, объясняя бессмысленную жестокость политическими целями. Расстрел семьи Романовых - результат непримиримого раскола в российском обществе на своих и чужих, его последствия сказываются и поныне. Захоронение останков жертв екатеринбургской трагедии - прежде всего, акт человеческой справедливости. В нем - символ единения народа, искупления общей вины. Перед исторической памятью народа в ответе мы все. И потому сегодня я не мог сюда не приехать».

Здесь нечего комментировать, слова правильные.

Вернемся на 20 лет назад

Но вначале немного предыстории.

 Дом, в котором произошла расправа над царской семьей, находился в самом центре Екатеринбурга, на Вознесенской горке. Построенный в конце 1870-х годов дом представлял собой каменный двухэтажный особняк с небольшим садом. Архитектура здания учитывала рельеф горки: восточный фасад был одноэтажный, западный имел два этажа, вдобавок – подвал и веранда. В доме были водопровод и канализация, электричество и телефонная связь. В 1908 году его владельцем стал инженер-строитель Николай Ипатьев, купивший здание у прежнего хозяина (золотопромышленника Шаравьева) за 6 тысяч рублей. Семья Ипатьева жила в помещениях верхнего этажа, а на нижнем располагалась его контора подрядных работ.

Дом Ипатьева в Ектеринбурге

Весной 1918 года дом у Ипатьева реквизировали по указанию Уралсовета для размещения семьи Николая II, привезенной по решению Президиума ВЦИК в Екатеринбург из Тобольска. Романовы были помещены в дом 30 апреля и провели в нем 78 дней, после чего их хладнокровно казнили.
После убийства царской семьи дом вернули Ипатьеву. Адмирал Александр Колчак даже собирался этот дом выкупить у инженера. В феврале 1919 года, Колчак с внушительной свитой посетил этот дом и выслушал доклад о ходе расследования семьи Романовых. Тогда он сказал, что дом этот приобретает теперь важное историческое значение для потомства.

Но, как известно, власть Колчака продержалась недолго, город окончательно заняли красные. Ипатьев успел эмигрировать.

В 1923 году здание отдали под основной фонд областного партийного архива, здесь же устроили филиал Музея Революции и Антирелигиозный музей. Основным экспонатом была расстрельная комната в полуподвале, интерьер которой восстановили по фотографиям «белого» следствия и воспоминаниям участников событий.

Советская власть не испытывала стеснения. В «расстрельную комнату» водили экскурсии.

Экскурсия в подвальной комнате Ипатьевского дома. Фото Ельцин Центр

С 1946 по 1971 года здание занимали различные советские конторы: областной партийный архив, областное управление культуры, управление «Союзпечать». В 1974 году дому был присвоен статус историко-революционного памятника всероссийского значения.

В  сентябре 1977 года дом Ипатьева был снесен.

Борис Ельцин

В 1977 году Первым секретарем Уральского обкома КПСС, а значит хозяином огромной области, был Борис Николаевич Ельцин. В  своей автобиографии «Исповедь на заданную тему», он пишет:
 

«К дому, где расстреляли царя, люди ходили всегда, хоть и ничем особенным он от соседних старых зданий не отличался.  Страшная трагедия, случившаяся здесь в 18-м году, заставляла людей подходить к этому месту, заглядывать в окна, просто молча стоять и смотреть на старый дом. Приезжали посмотреть на особняк даже люди из других городов. Я к этому относился совершенно спокойно. Совершенно понятно было, что интерес этот вызван не монархическими чувствами, не жаждой воскресения нового царя. Здесь были совсем другие мотивы - и любопытство, и сострадание, и дань памяти. Но по каким-то линиям и каналам информация о большом количестве паломников к дому Ипатьевых пошла в Москву. Скоро получаю секретный пакет из Москвы. Читаю и глазам своим не верю: закрытое постановление Политбюро о сносе дома Ипатьевых в Свердловске. А поскольку постановление секретное, значит, обком партии должен взять на себя всю ответственность за это бессмысленное решение. Не подчиниться секретному постановлению Политбюро было невозможно».

Дальше Ельцин откровенничает, что если бы он не снес Ипатьевский дом, это был бы конец его партийной карьеры, и указание Политбюро все равно выполнил бы другой руководитель области.

 Остановимся на одной фразе из откровений Бориса Ельцина: «получаю секретный пакет из Москвы. Читаю и глазам своим не верю: закрытое постановление Политбюро о сносе дома Ипатьевых в Свердловске».

Напомню, что Борис Николаевич был назначен Первым секретарем Уральского обкома в середине ноября 1976 года. Предшественник Б. Ельцина на посту секретаря Свердловского обкома КПСС Я. П. Рябов рассказывал в интервью: Я решил спросить их мнение о нем. …Они говорили, что он властолюбив, амбициозен, что ради карьеры готов переступить даже через родную мать. «А если ему дать задание?» — спрашиваю. Они говорят: «Любое задание начальства он разобьется в лепешку, но выполнит»

Это очень важная, для дальнейшего понимания событий, характеристика.

Секретное Постановление Политбюро действительно было. Но обо всем по порядку.

Идея снести дом Ипатьева, в котором провела последние земные дни царская семья, пришла в голову Председателю КГБ СССР Юрию Андропову.

По крайней мере, за его подписью в ЦК КПСС была направлена секретная записка (в КГБ других не бывало) от 26 июля 1975 года № 2004 –А.

Вот его текст:


О сносе особняка ИПАТЬЕВА в городе Свердловске

Антисоветскими кругами на Западе периодически инспирируются различного рода пропагандистские кампании вокруг царской семьи РОМАНОВЫХ, и в этой связи нередко упоминается бывший особняк купца ИПАТЬЕВА в г. Свердловске.
Дом ИПАТЬЕВА продолжает стоять в центре города. В нем размещается учебный пункт областного Управления культуры. Архитектурной и иной ценности особняк не представляет, к нему проявляет интерес лишь незначительная часть горожан и туристов.
В последнее время Свердловск начали посещать зарубежные специалисты. В дальнейшем круг иностранцев может значительно расшириться, и дом ИПАТЬЕВА станет объектом их серьезного внимания.
В связи с этим представляется целесообразным поручить Свердловскому обкому КПСС решить вопрос о сносе особняка в порядке плановой реконструкции города.
Проект Постановления ЦК КПСС прилагается.
Просим рассмотреть.

Председатель КГБ Ю. Андропов

Через четыре  дня ЦК КПСС, десятью голосами из пятнадцати, приняло решение о сносе Ипатьевского дома.

О сносе особняка Ипатьева в гор. Свердловске.

ВОПРОС ПРЕДСТАВЛЕН т.Андроповым

ГОЛОСОВАЛИ:

Т.т.Брежнев - просмотрено
Андропов - за
Гречко - за
Гришин - отпуск
Громыко - в Хельсинки
Кириленко - за
Косыгин - за
Кулаков - за
Кунаев - за
Мазуров - болен
Пельше - за
Подгорный - отпуск
Полянский - за
Суслов - отпуск
Щербицкий - за

Подлинник

Экз.т.
184-36
30.VII.75г.

(Брежнев, против фамилии которого указано: "просмотрено". в этот день находился в Хельсинки)

Обратим внимание на то, что документы датируются 1975 годом. В это время Б. Ельцин занимал в партийном обкоме рядовую должность. Поэтому никаких секретных указаний он не получал.

Вот что по этому поводу в интервью уральскому изданию говорит предшественник Ельцина на посту Первого секретаря Уральского обкома, Яков Рябов:

«Решение Москвы «снять» ипатьевский дом было ещё при мне. Но я не торопился. Чего его трогать? Дом был в низине, никому не мешал. Я пригласил председателя горсовета Мушкарёва, и говорю: «Тут на меня КГБ наседает с домом Ипатьева, но чего нам торопиться? Вот когда будем делать в этом месте дорогу, а ипатьевский дом будет нам мешать, вот тогда к этому вопросу можно будет вернуться». В то время в этом доме было хранилище книг, ещё чего-то. То есть мне надо было бы искать дополнительные помещения, чтобы всё это куда-то перевести. Ельцин всё это знал. Более того, поддерживал меня в моём мнении. А как только стал секретарём Свердловского обкома, ему позвонили из Москвы, и Ельцин дом Ипатьева через несколько дней «снял». Вот, кстати, хороший пример его характера: подыграть начальству, сподхалимить».

Кстати Якова Рябова, никто с должности за невыполнение решения политбюро не снял. Его не только не уволили за ослушание, а, наоборот, назначили секретарем ЦК в Москве.

Похоже, Борис Ельцин, желая выслужиться, проявил инициативу и вроде не прогадал – был замечен Ю. Андроповым. Дальнейшие последствия деятельности Бориса Николаевича, хорошо известны.

Позже Рябов с сожалением признавал, что именно он «открыл» Бориса Ельцина, о чем страшно сожалеет, а также неоднократно называл его «разрушителем» (интервью Я. Рябова для «Свободной прессы», 2011 г).

В настоящее время на месте снесенного дома Ипатьева построен Храм-памятник на крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших.

 

 

 

A4 Авторская колонка Все публикации автора
Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

Последние новости

В Севастополе увеличилась льготная очередь льготников, имеющих право на получение земельных участков
Сборку труб для КОС в бухте Казачьей планируют закончить с началом лета
Стратегия социально-экономического развития Севастополя не включает муниципалитеты
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета
В Севастополе простились с бойцом СВО Денисом Усольцевым
Алексей Верещака будет исполнять обязанности главы Ленинского муниципалитета
1270 Город
В каждом втором субъекте страны орудовали подпольные оружейники