Разрушая прошлое: стремление Севастополя к бюджетной эффективности идет в ущерб культурному наследию?
0 939
В Севастополе еще не затих, вернее, закономерно ждет продолжения, скандал с предполагаемым строительством элитной гостиницы, в здании бывшего ЦКБ «Черноморец» на площади Лазарева, как появилась новая будоражащая тема, связанная с охраной объектов культурного наследия.
Посредством яркой, хоть и заочной дискуссии всплыла информация о трех из восьми гектаров Приморского бульвара, которые внезапно лишились своего охранного статуса. Этот тревожный факт возмутил неравнодушного севастопольского историка Степана Самошина, который призвал общественность обратить внимание на сохраняемое наследие, столь важное для идентичности и культуры города.
Самошин утверждает, согласно Приказу Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя № 326 от 5 декабря 2022 года, границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Приморский бульвар – комплексный памятник истории, архитектуры и садово-паркового искусства» были скорректированы в рамках разработки экспертами проекта зон охраны.
«Это исследование очень странное – анонимное, нет фамилии, его должности, компетенции, то есть мы вообще не знаем, кто его написал. Там фальсифицируются исторические факты. Например, старейшая часть гостиницы «Киста», построенная в 1870-х годах (за 10 лет до Приморского бульвара) называется «советской пристройкой» 1970-х годов. Там пишется, что Водная станция была построена в западной части Приморского бульвара, тогда как она находится в восточной. Если что ЦСКА – это Центральный спортивный клуб Армии. 4 буквы, а не 3. Документ шокирует своей безграмотностью и фальсификациями, которые в нём используют. И вот на основании этого документа огромный кусок в 3 гектара вырезают с территории ОКН», - прокомментировал документ историк, Степан Самошин журналистам телеканала «1 севастопольский».
«Указано, что торговые павильоны на набережной возле солнечных часов современные, портят вид – и это основание, чтобы всю набережную вырезать из территории ОКН» - недоумевает историк.
Начальник Управления охраны объектов культурного наследия Ирина Масликова в телеграм – канале Севастополь Официальный ответила:
«Корректировка границ ОКН предложена экспертами и принята Севнаследием в рамках разработки проекта зон охраны.
При разработке зон охраны экспертами, учитывая современное состояние набережной и территории ЦСКА, было предложено скорректировать границы ОКН и установить на эту территорию режим «охранной зоны». Ситуация, когда на современную застройку и элементы благоустройства распространяется режим территории объекта культурного наследия, с одной стороны, обесценивает значимость объекта культурного наследия, (современная застройка составляет около объекта в старых границах), с другой стороны приписывает избыточные требования охраны к объектам, не имеющим ценности.
Что значит изменение режима охраны на территории, исключаемой из ОКН? Строить на набережной по-прежнему ничего нельзя, проводить благоустройство стало можно. Ограничения по Предмету охраны исторического поселения так же действуют».
Замечу, что согласно закону № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия…» историческое поселение не является объектом культурного наследия (ст. 3 закона), а потому, не имеет четкого механизма охраны.
Мы помним, как в Севастополе лишили охранного статуса Городское кольцо как единого ансамбля. За ним последовало изменение конфигурации площади Лазарева, которую превратили в Т-образный перекресток. Экскаваторами «отреставрировали» Таврическую лестницу.
Тогда тоже много говорили, в том числе и депутаты, за которых вновь рекордно проголосовали, об избыточных требованиях к охране культурного наследия. Мол, много охраны это плохо.
Когда появились первые публикации об изменении охранного статуса Приморского бульвара, от госпожи Масликовой ожидались сенсационные подробности.
Ведь согласно федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
«Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия» (пункт 6, ст.3.1)
Но сведений о вновь открывшихся архивных документах, дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия, не последовало. Вместо них упрек, что нормативный акт неправильно понят.
Немного истории
Бульвар был разбит на месте Николаевской батареи, построенной перед Крымской войной 1853-1856г.г. и взорванной французами в январе 1856 года. Долгое время здесь возвышались груды развалин. До 1885 года эта территория представляла собой свалочное место, на котором ютились в каменных лачугах кабачки.
Но территория для бульвара была мала, и расширить ее можно было только за счет соседнего участка земли, принадлежащего наследникам графа Остен-Сакена, начальника Севастопольского гарнизона в годы обороны Севастополя 1854-1855 г.г. Наследники дали согласие продать землю городу при условии, что на бульваре будет установлен бюст генералу.
Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен (1790-1881) — граф, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, участник Отечественной войны 1812 года. Начав военную службу в 1804, участвовал во всех походах против Наполеона, в персидской и турецкой войнах 1826-1829 годов, в польской кампании 1831. В восточную войну 1853-1856 годов Остен-Сакен командовал корпусом; ему была подчинена Бессарабская область и часть Херсонской губернии. В начале крымской кампании принял меры для защиты Одессы; позднее состоял начальником севастопольского гарнизона и временно, до прибытия князя Горчакова, командовал войсками. В последние два месяца обороны города жил на Николаевской батарее. Впоследствии правительство подарило ему участок земли на месте, где находилась эта батарея.
Памятник был открыт 3 декабря 1909 года. Он был выполнен из серого гранита. Высота — 2,1 м. Представлял собой высокий прямоугольный постамент, сужающийся кверху, увенчанный бюстом генерала в военной форме с эполетами, без головного убора. На постаменте под графской короной шел памятный текст и овальный барельеф, изображавший плавучий мост через Северную бухту, ниже — рельефный декоративный пояс с растительным орнаментом.
Памятник (как и многие другие) снесен в 1935 году «как не имеющий ни художественного, ни экскурсионного значения» согласно докладной записке хранителя военно-исторического музея Бабенчикова В. П. «О памятниках войны 1854-1855 годов».
На месте снесенного памятника установили гипсовую фигуру — «Девушка с веслом». К счастью и эта замечательная гипсовая девушка в настоящее время не «украшает» Приморский бульвар.
Решили сэкономить?
Кроме старинной части Приморского бульвара, охранный статус потеряла и его набережная. Эта набережная действительно пострадала во время «шторма века». На ее восстановление и на восстановление пляжа на мысе «Хрустальный федеральное правительство выделило 700 миллионов рублей.
Если бы набережная сохранила статус объекта культурного наследия, то сегодня можно было бы говорить лишь о ее тщательной реставрации. Однако, поскольку она потеряла этот статус, на повестку дня вышел простой ремонт, что значительно снизило финансовую нагрузку. Строителям больше не нужно заботиться об аутентичности и исторической целостности объекта, что порождает риск утраты вековой культуры. В погоне за экономией, мы можем безвозвратно оставить в прошлом свидетельства истории.
Вместо глубокого анализа и бережного подхода к охране культурного наследия, мы наблюдаем стихийный подход к восстановлению. Простой ремонт, несомненно, экономит средства, но уж куда более выраженный урон наносится не только архитектуре, но и культурной идентичности региона. Жизнь в исторических местах, как правило, связана с их уникальной атмосферой, и стремление к экономии может привести к стандартному, бездушному облику, который не будет отражать прошлое.
Отказ от реставрационных работ, нацеленных на сохранение исторических деталей, создает опасный прецедент. Культурные ценности, которые накапливались на протяжении веков, могут быть заменены на современные материалы и конструкции. Таким образом, мир теряет важные свидетельства о своих корнях и традициях, оставляя поколения будущих граждан без связи с событиями, формировавшими их общество.
Экономика в данном случае может служить мощным оправданием, но последствия этого выбора могут оказаться непоправимыми. Каждое произведение искусства или архитектуры не просто объект; это носитель истории, который нам нужно беречь. В погоне за сиюминутной выгодой мы рискуем утратить вечное, оказаться в будущем без прошлого.
Борис Колесников
Фото/открытые источники
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Комментарии 0