

На вопросы наших читателей отвечает иерей, настоятель храма Всех Святых в земле Русской просиявших, отец Иоанн (Халюта).
0 57
На вопросы наших читателей отвечает иерей, настоятель храма Всех Святых в земле Русской просиявших, отец Иоанн (Халюта).
Отец Иоанн, добрый день. Это наша десятая беседа. Спасибо, что проявляете терпение и находите время для ответов на вопросы, которые мне кажутся непростыми. Сразу вопрос:
Купол храма, в котором вы служите, увенчан крестом, в основании которого мы видим символ, который часто принимают за символ мусульманской веры – полумесяц. Он будто бы склонился в почтении, приняв на себя крест. Расскажите об этом, на мой взгляд, необычном единении символов.
Полумесяц на крестах православных храмов действительно встречается. Не на всех, но на многих, в том числе на широко известных церквях. И это зачастую вызывает вопросы у людей, не знакомых с символикой и историей христианской церкви.
Зрелище полумесяца у основания креста способно заинтриговать даже искушенного знатока. И сразу возникают вопросы: что исламский символ делает на православном храме?
Объяснение значения полумесяца на православном кресте – задача не из легких. Вокруг этого вопроса существует множество любительских версий, порой противоречивых, – от знака глубочайшего уважения к исламу до символа триумфа христианства после русско-турецких войн. Фантазия людей порой не знает границ.
Но нет, эта деталь, именуемая цатой, к исламу не имеет отношения! И уж тем более она не символизирует победу над мусульманами. Полумесяц известен в Византии задолго до появления ислама. Цату можно увидеть на древних русских церквях, возведенных задолго до татаро-монгольского нашествия и обращения кочевников в ислам!
Полумесяц под крестом – это не послание из исламского мира. Он прибыл к нам из глубины истории, предшествуя даже самым ранним контактам христиан с исламской цивилизацией. Сама идея полумесяца перекочевала в ислам из христианской культуры. Именно полумесяц стал официальным символом Османской империи после захвата Константинополя в 1453 году, когда Византийская империя рухнула, а собор Святой Софии превратился в мечеть.
Итак, откуда же он взялся, этот лунный гость? Точного ответа нет, только версии и предположения.
Самая распространенная версия отправляет нас в Византию – колыбель православной культуры. Там полумесяц был символом царской власти, атрибутом монархов, как скипетр или корона.
Некоторые толкователи видят в полумесяце символическое изображение колыбели Иисуса Христа - скромные ясли, ставшие символом надежды.
А может быть, полумесяц – это якорь нашей веры, прочно удерживающий нас в бушующем море сомнений? Апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «ухватиться за предлежащую надежду, которая для души есть якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).
Вариантов предостаточно! Каждый может выбрать тот, что ближе его сердцу. Главное – помнить, что полумесяц на православном кресте – это символ связи времен, культур и традиций.
Так что, когда вы увидите полумесяц под православным крестом, улыбнитесь. Вспомните о богатой истории, о переплетении культур и о том, что истина интереснее и многограннее, чем кажется. И не бойтесь задавать вопросы. Ведь именно в поиске ответов рождается знание.
В заключение отмечу: православная традиция знает бесконечное разнообразие видов крестов: четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу, лепестковые, каплевидные, криновидные и другие. По выражению преподобного Феодора Студита, «крест всякой формы есть истинный крест». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».
В Писании сказано: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Отвечают ли дети за грехи родителей?
Ох, как бы хотелось безапелляционно - утвердительно ответить на этот вопрос! Чтобы юноши, обдумывающие жизненный путь, всегда помнили: каждый неблаговидный поступок отзовется эхом в судьбах детей и внуков, оставит свой след в ткани поколений.
И всё же, как некогда заметил воспитанник Тифлисской духовной семинарии, хоть и недоучившийся, но впоследствии ставший известным, – «Сын за отца не отвечает».
Мы помним и знаем исторический контекст, в котором данная фраза приобрела широкую известность, но не будем о политике.
Каждый человек – это самостоятельная личность, наделенная свободой воли и способностью выбирать свой путь. В конечном итоге личный выбор определяет судьбу человека, а не грехи предков. Это – краеугольный камень христианской антропологии.
Вернемся же к вопросу и освежим в памяти суть пословицы о кислом винограде и оскомине.
Заглянем в Книгу пророка Иезекииля, где мы находим следующее:
«И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле… Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына». (Иезекииль 18:1-4, 20)
Церковь всегда давала и дает четкий ответ: дети не несут ответственности за грехи, содеянные родителями.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25 октября 2017 года на VII Общецерковном съезде по социальному служению выразил твердую позицию по этому вопросу. В ответ на вопрос о пастырском утешении семей, потерявших маленьких детей, Патриарх Кирилл сказал: «Если кто-то говорит, что «за грехи», то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении! Как так можно? Не знаю, с каким сердцем и с какой головой может быть священник, чтобы так сказать…!».
Это – не просто мнение, а строгая оценка, отражающая суть христианского учения о личной ответственности и Божественной справедливости.
Путь к исцелению и освобождению лежит через покаяние, прощение и деятельную любовь. Важно не зацикливаться на ошибках предков, а строить свою жизнь на прочном фундаменте веры, надежды и милосердия, создавая тем самым благое наследие для будущих поколений.
В народе бытует мнение, что ревность – некий признак любви. Но как православному человеку следует относиться к этой страсти?
Наверное, нет человека, который бы ни разу не сталкивался с этим чувством. Возможно, в детские годы казалось, что родительское внимание больше достается младшему ребенку. У некоторых острое переживание возникало, когда объект симпатии предпочел другого или другую.
Ревность греховна, многолика и разнообразна в своих проявлениях. Из ее чрева рождаются обиды, разъедающее недоверие, обжигающая злость, всепоглощающая ненависть и слепой гнев. Мать ревности – гордыня, жаждущая властвовать над чужой жизнью, диктовать чувства и контролировать каждое мгновение.
Киприан Карфагенский писал: «Гибель от ревности далеко простирается: она многообразна и многоплодна. Это корень всех зол, источник опустошений, рассадник грехов, причина преступлений. Отсюда возникает ненависть, отсюда происходит раздор».
Но прежде всего, стоит спросить себя: не даём ли мы сами повода для этой муки? Если нас ревнуют, если в нас рождается это гнетущее чувство, необходимо с беспощадной честностью взглянуть на свое поведение. Нет ли в нем намека на провокацию, пусть даже неосознанную? Может быть, именно мы подливаем масла в огонь сомнений и страхов, не ведая, что творим?
Беседовал Борис Колесников
Главная новость по теме
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.
Используя сайт a4.news, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности и обработки Персональных данных
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
Зайдите через вашу социальную сеть, чтобы иметь возможность комментировать и оценивать комментарии пользователей.
Lorem ipsum dolor sit amet consectetur adipisicing elit. Perspiciatis, earum?
Комментарии 0